Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Нужен ли GPS мониторинг транспорта?
Да, поставил или поставлю
Нет, сам за собой следить не буду
Заставят, поставлю
Что это?


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Претензии и иски по перевозкам грузов

В грузоперевозках участвуют 3 лица: отправитель, перевозчик и получатель. В отдельных случаях для сопровождения груза привлекаются экспедиторы. Предоставляя транспортные услуги, исполнитель обязуется обеспечить сохранность и своевременную передачу товара, а также несет ответственность за нарушение договоренностей. Возмещение ущерба, вызванного несвоевременной доставкой или подачей транспорта отправителю, частичным или полным отсутствием (потерей) товара, осуществляется только через предъявление претензии. Если договоренность не достигнута, подаются иски к перевозчику.

Особенности составления и вынесения претензий изложены в транспортных уставах и кодексах. Установленные правила запрещают незамедлительную подачу иска в суд на перевозчика. Это позволяет решать большую часть возникающих споров в досудебном порядке, что сокращает временные и финансовые расходы потенциального истца.

Претензия – это письменное обращение к перевозчику, которое содержит требования, основанные на несоблюдении возложенных обязательств, что повлекло за собой расходы, а также потерю доходов. Требования могут заключаться в возмещении ущерба, недополученной прибыли или выплате предусмотренного договором штрафа. К преимуществам претензионного порядка относят наличие достаточного количества времени на рассмотрение полученных требований компаниями, предоставляющими услуги перевозок, проведение соответствующего расследования и подготовку ответа. Он может подтверждать основания требований с последующим их удовлетворением или отклонять с указанием обоснованных причин.

Право претензии

Требования направляют исполнителю (компании, оказывающей услугу), который осуществлял передачу груза в указанном в документах месте. Их предъявляют участники грузоперевозок (отправитель и получатель). Каждая сторона может направить претензию в определенных случаях:

  • Отправитель. Если перевозчик задержал или не совершил подачу ТС в указанное в договоре время.
  • Отправитель и получатель. Если груз полностью утерян. Это право получает предъявитель бумаг на перевозимый товар. При выявлении превышения лимита грузовых платежей требования по возмещению возникших убытков предъявляет та сторона, которая имеет соответствующие платежные документы.
  • Получатель. Он предъявляет требования, если полученный им товар количественно не соответствует данным в документах, испорчен или подан с опозданием.

Согласно нормам действующего законодательства, претензия к перевозчику не может быть направлена другими лицами. Исключение – передача прав одной из сторон компании, предоставляющей экспедиционные услуги или осуществляющей страхование на условиях суброгации. Аналогичные правила действуют, когда предъявляются требования или иск к экспедитору. Срок подачи претензии ограничивается 6 месяцами.

Особенности оформления

Порядок оформления и сроки подачи претензии жестко ограниченны действующим законодательством. Бумагу составляют исключительно в письменном виде. Она должна содержать ряд обязательных элементов, отсутствие которых может стать причиной законного отклонения требований.

Претензии заявляют по каждой отправке. Их подкрепляют документами, подтверждающими обоснованность запросов и сумму расчетов. Это обусловлено тем, что ответственность может возлагаться на отправителя груза, который заказал недостаточное количество мест, что нарушило требования к транспортировке, или некорректно выполнил тарирование, повлекшее порчу товара или сырья.

Если транспортировка осуществлялась несколькими перевозчиками, а груз был упакован правильно и загружен в соответствии с установленными требованиями, ответственность несет лицо, осуществлявшее прием и передачу получателю. Такие случаи встречаются достаточно редко. Услуги нескольких перевозчиков предоставляют экспедиционные компании через субподряды. Они несут полную ответственность за сохранность и своевременную доставку груза.

Следует отметить, что претензии перевозчику груза – это отдельные документы, составленные по определенным правилам. К ним не приравниваются письма, которыми обмениваются участники перевозок, даже если они носят категоричный характер. Это обусловлено опытом судебной практики. Подобная переписка не соответствует установленным нормам оформления претензий. Соответственно, претензионное письмо необходимо отправлять отдельно. Ответ на требования должен поступить на указанный адрес в тридцатидневный срок.

Особенности международных перевозок

Автомобильная транспортировка на международном уровне регулируется нормами КДПГ. Они не указывают обязательную подачу претензии. Процедуру выполнения обязательств и запросов можно сразу осуществить через иск по перевозке грузов.

Однако определенные пункты КДПГ оговаривают порядок и срок предъявления требований в досудебном формате:

  • 1 день. Получатель принимает и подает соответствующее заявление, если товар был поврежден или имеются количественные расхождения.
  • 7 дней с момента доставки товара. Применяют в тех случаях, когда наличие повреждений или недостачи не может быть выявлено при приеме товара.
  • 21 день. Если прослеживается задержка по срокам передачи.

Если у участника процесса нет прав отправлять претензии или он не входит в соответствующий круг лиц, то его требования можно отклонить. Также поступают в том случае, если письмо было отправлено ненадлежащему исполнителю (на котором не лежит ответственность), или сроки его подачи не соблюдены.

Состав претензии

Она обязательно включает в себя следующую информацию и документы:

  • Причины. Необходимо перечислить предпосылки, ставшие основанием для предъявления требований, а также их документальное подтверждение.
  • Сумма и время удовлетворения. Размер возмещения по каждому пункту требований указывают отдельно с приложением подтверждающих их обоснованность бумаг. Также прописывают дату удовлетворения каждого притязания.
  • Адресные данные для получения ответа. Перевозчик обязан предоставить ответ на предъявляемые требования. Если это не произошло на протяжении 30 дней, притязание считается принятым к рассмотрению. Причиной отклонения претензии может стать отсутствие подробного адреса.
  • Банковские реквизиты. Наименование банка и расчетного счета отправителя необходимы для перечисления указанных в качестве суммы претензии средств.
  • Дата составления. Несоблюдение сроков составления и передачи претензии может стать основанием для ее отклонения получателем.

Иск к перевозчику

Иск в суд подают на общих основаниях с перечислением и обоснованием требований. Согласно нормам действующего законодательства, срок исковой давности к перевозчику составляет 1 год. В течение этого времени истец может обратиться в суд.

Отправить отзыв на иск имеет право ответчик. Данная бумага должна содержать документально подтвержденный ответ на каждый пункт требований. Следует отметить необходимость передачи копии отзыва истцу и другим заинтересованным лицам. Если отзыв на исковое заявление подан несвоевременно или содержит недостоверные и недостаточные для прекращения спора данные, состоится судебное заседание. Перевозчик, в свою очередь, может сразу использовать иск по отношению к отправителю или получателю.

Что делать при получении претензии?

Если вы – перевозчик, которому предъявили требования, обратите повышенное внимание на характер оформления бумаг и следующие особенности:

  • сроки, в которые было отправлено претензионное письмо;
  • прилагаемые документы.

Регулирующий грузоперевозки кодекс жестко ограничивает сроки подачи претензий со стороны отправителя и получателя груза. Если они не соблюдены, необходимо отправить ответ с отклонением на данном основании.

Сроки реакции на невыполнение обязательств прописаны в КДПГ. Они актуальны для внутренних перевозок за исключением случаев, когда груз полностью утерян, а привязать время подачи к получению невозможно. Согласно нормам действующего законодательства, срок предъявления претензии ограничивается общими положениями и составляет 1 год. Подать притязание можно спустя 30 дней после указанного в документах дня поставки или через 60 дней после отправления груза, если сроки доставки не были определены. При выявлении умышленного поведения перевозчика, которое привело к потере товара, подавать претензию можно на протяжении 3 лет. Внимательно изучите документы, которые служат подтверждением права требования. Если лицо не уполномочено направлять притязание, его требования можно отклонить на данных основаниях.

Специалисты рекомендуют детально изучить документы, которые служат основанием для подачи претензий. Они должны быть в оригинале. В случае отказа от удовлетворения, бумаги возвращают отправителю. Если в документе указаны стоимость и количество товара, дополнительное приложение с расчетом суммы не требуется.

Если претензия заключается в компенсации утерянной прибыли, связанной с порчей скоропортящихся товаров, проданных с уценкой или понижением сортности, эти факты необходимо подкрепить подтверждающими продажу документами. Изменение влажности, способное повлиять на качество продукции, должно подтверждаться документами с указанием ее уровня на момент отправки груза.

Если предъявляют претензии по возврату штрафа, необходимо приложить документы о выплате.

Претензионное письмо без дополнительных бумаг признается необоснованным и возвращается отправителю.

Необходимо понять важность передачи ответа отправителю. Если претензия принята, дополнительные документы остаются у перевозчика. Они могут объяснить лишние расходы, направленные на возмещение ущерба и штрафов.