Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Ваш бизнес связан с грузоперевозками?
Да, конечно
Косвенно
Нет


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Антимонопольная служба проверит топливо на автозаправках

31.05.2012, Экономика

Груз-инфо, gruz-info, Логистика, грузоперевозки, автопром, порты, контейнеры, доставка, перевозки, экспедирование, страхование грузов, шиномонтаж, складские помещения, склады, бензин, нефть, таможня, таможенный союз,  международные грузоперевозки, поставки, сопровождение грузов, ремонт дорог, дороги

    В июне Фе­дераль­ная ан­ти­моно­поль­ная служ­ба (ФАС) про­верит ка­чест­во топ­ли­ва на зап­равках и до­рабо­та­ет сог­ла­шения с неф­тя­ника­ми о мо­дер­ни­зации неф­те­пере­ра­ба­ты­ва­ющих за­во­дов. 

   Что от это­го вы­иг­ра­ют ав­то­моби­лис­ты и как бу­дет раз­ви­вать­ся си­ту­ация с це­нами на топ­ли­во, "РГ" расс­ка­зал замг­ла­вы ФАС Ана­толий Го­ло­мол­зин. 

   Це­ны на бен­зин на­чали рас­ти. Нам сто­ит бес­по­ко­ить­ся? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: Инф­ля­ция с на­чала го­да сос­та­вила 2,1 про­цен­та. А це­ны на топ­ли­во уве­личи­лись при­мер­но на один про­цент, да и то, в ос­новном, из-за рос­та ак­ци­зов. Так что по­ка си­ту­ация впол­не при­ем­ле­мая. Сей­час на­мети­лось не­кото­рое се­зон­ное по­доро­жание топ­ли­ва, но ос­но­ва­ний для рез­ких скач­ков нет. 

   За­пасы, сде­лан­ные к ве­сен­ним по­левым ра­ботам, поз­во­лили свес­ти на нет спе­куля­тив­ную сос­тавля­ющую вли­яния се­зон­но­го фак­то­ра. 

   ФАС ак­тивно прод­ви­гала идею вве­дения гиб­кой шка­лы топ­ливных ак­ци­зов... 

   Ана­толий Го­ломол­зин: И сей­час про­дол­жа­ем это де­лать. Ми­нэнер­го с на­ми в этом воп­ро­се со­ли­дар­но. 

   В 2011 го­ду имен­но ак­ци­зы боль­ше все­го пов­ли­яли на сто­имость топ­ли­ва. По бен­зи­ну став­ки уве­личи­лись на 30 - 50 про­цен­тов в за­виси­мос­ти от клас­са топ­ли­ва, по ди­зелю - рост был от 90 до 130 про­цен­тов. С пер­во­го ян­ва­ря 2012 го­да ак­ци­зы на бен­зин под­росли еще при­мер­но на 30 про­цен­тов по всем клас­сам, а по ди­зелю по­выше­ние сос­та­вило от 50 до 60 про­цен­тов. Вмес­те с тем рост ак­ци­зов был сгла­жен сни­жени­ем цен на внеш­нем рын­ке, по­это­му топ­ливный ры­нок ос­та­вал­ся дос­та­точ­но ста­биль­ным. При неб­ла­гоп­ри­ят­ном раск­ла­де це­ны мог­ли из­ме­нить­ся за­мет­нее. 

   При та­кой за­виси­мос­ти от внеш­них рын­ков вве­дение гиб­кой шка­лы ак­ци­зов - впол­не ло­гич­но. Идея не по­хоро­нена, она про­дол­жа­ет об­суждать­ся в про­филь­ных ве­домс­твах. На­де­ем­ся, ее все-та­ки под­дер­жат. 

   В на­чале го­да вы го­вори­ли о том, что в Рос­сии нач­нет дей­ство­вать сис­те­ма мар­ки­ров­ки бен­зи­на на зап­равках. Уда­лось ее за­пус­тить? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: Она уже дей­ству­ет. На всех зап­равках опе­рато­ры обя­заны вы­веши­вать ин­форма­цию о клас­сах топ­ли­ва, ко­торое там про­да­ет­ся. Она же фик­си­ру­ет­ся в кас­со­вых че­ках. ФАС под­пи­сала сог­ла­шение с Росс­тан­дартом о сов­мест­ных про­вер­ках АЗС на пред­мет соб­лю­дения тре­бова­ний о мар­ки­ров­ке топ­ли­ва. В июне пла­ни­ру­ем на­чать эту ра­бо­ту. 

   Ка­кие пре­тен­зии ФАС мо­жет предъ­явить зап­равщи­кам? 

Ана­толий Го­ломол­зин: Ес­ли опе­рато­ры не пре­дос­тавля­ют ин­форма­цию о ка­чест­ве бен­зи­на ли­бо вво­дят пот­ре­бите­лей в заб­лужде­ние, ука­зывая ее неп­ра­виль­но, это мо­жет расс­мат­ри­вать­ся как про­яв­ле­ние не­доб­ро­совест­ной кон­ку­рен­ции. Опе­рато­рам мо­жет гро­зить штраф от 100 до 500 ты­сяч руб­лей. 

   В прош­лом го­ду неф­тя­ники под­пи­сали с ФАС сог­ла­шения о мо­дер­ни­зации НПЗ. Как вы­пол­ня­ют­ся до­гово­рен­нос­ти? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: По 2011 го­ду план по вы­пус­ку топ­ли­ва, ко­торый был по­ложен в ос­но­ву сог­ла­шений, ком­па­нии да­же пе­ревы­пол­ни­ли. Ди­зель­но­го топ­ли­ва, к при­меру, про­из­ве­ли при­мер­но на 1,8 мил­ли­она тонн боль­ше, чем бы­ло за­яв­ле­но, ке­ро­си­на - на 400 тонн. 

   По су­ти, впер­вые за мно­го лет рос­сий­ские ком­па­нии на­чали серь­ез­но за­нимать­ся неф­те­пере­работ­кой. К со­жале­нию, это в зна­читель­ной сте­пени про­изош­ло под воз­дей­стви­ем пра­витель­ства. Воз­можнос­ти-то у них бы­ли и рань­ше. Неф­тя­ники не раз дек­ла­риро­вали свои на­мере­ния, по­луча­ли под это пре­ферен­ции, но, как пра­вило, объ­яв­ленные пла­ны мо­дер­ни­зации вы­пол­ня­лись в луч­шем слу­чае на­поло­вину. Это круп­ные иг­ро­ки. Они за­ни­ма­ют до­ми­ни­ру­ющее по­ло­же­ние на рын­ке. 

   Не­уди­витель­но, что у них по­рой по­яв­лялся соб­лазн вос­поль­зо­вать­ся си­ту­ацией и за­рабо­тать на соз­да­нии топ­ливно­го де­фици­та. Они во­об­ще не счи­тали нуж­ным вкла­дывать­ся в мо­дер­ни­зацию и пред­по­чита­ли бо­лее лег­кие пу­ти. К при­меру, вы­пус­ка­ли ма­зут и экс­пор­ти­рова­ли его. Но пос­ле то­го, как вы­воз­ные та­можен­ные пош­ли­ны на тем­ные и свет­лые неф­тепро­дук­ты урав­ня­ли, гнать ма­зут ста­ло не­выгод­но. Те­перь с эко­номи­чес­кой точ­ки зре­ния ин­те­рес­нее вы­пус­кать про­дук­ты с бо­лее глу­бокой сте­пенью пе­рера­бот­ки, име­ющие боль­шую до­бав­ленную сто­имость. Бо­лее то­го, дей­ству­ющая сей­час сис­те­ма ак­ци­зов сти­мули­ру­ет неф­тя­ников вы­пус­кать и бо­лее ка­чест­вен­ные свет­лые неф­теп­ро­дук­ты. Ска­жем, ак­циз на топ­ли­во 5-го клас­са го­раз­до ни­же, чем на топ­ли­во 2-го клас­са. 

   Где га­ран­тия, что на этот раз с мо­дер­ни­заци­ей все по­лучит­ся? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: Есть сог­ла­шения, есть жест­кий конт­роль сра­зу со сто­роны нес­коль­ких ве­домств. Рос­технад­зор сле­дит за ис­полне­ни­ем обя­затель­ств по ре­али­зации конк­рет­ных про­ек­тов, осу­щест­вля­емых неф­тя­ными ком­па­ни­ями, Росс­тан­дарт - за вы­пус­ком про­дук­ции имен­но то­го ка­чест­ва, ко­торое бы­ло за­яв­ле­но в сог­ла­шени­ях. ФАС про­водит мо­нито­ринг си­ту­ации в це­лом. На­пом­ню, что мы име­ем пра­во при­менять к на­руши­телям санк­ции. Это обо­рот­ные штра­фы, а так­же изъ­ятие не­обос­но­ван­но по­лу­чен­но­го до­хо­да. 

   Тре­бова­ния в сог­ла­шени­ях, ко­неч­но, жест­кие, но не чрез­мерные. Это прог­рамма-ми­нимум, ко­торую ком­па­нии долж­ны вы­пол­нить, что­бы обес­пе­чить ры­нок топ­ли­вом в нуж­ных объ­емах. Рань­ше счи­талось, что мо­дер­ни­зация - лич­ное де­ло са­мих неф­тя­ников. Так бы­ло до тех пор, по­ка не су­щест­во­вало воз­можнос­ти не­допос­та­вок топ­ли­ва на ры­нок. Как толь­ко она по­яви­лась, по­надо­билось вме­шатель­ство со сто­роны. Это не сто­ит рас­це­нивать как дав­ле­ние на биз­нес. Ме­ры, ко­торые при­нима­ют­ся в рам­ках сог­ла­шений, пре­дуп­ре­дитель­ные. Они на­це­ле­ны на сох­ра­не­ние ста­биль­нос­ти топ­лив­но­го рын­ка. 

   И как обс­то­ит де­ло в этом го­ду? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: В це­лом гра­фик так­же вы­дер­жи­ва­ет­ся. У от­дель­ных ком­па­ний есть отс­та­вания, но они не при­ведут к не­допос­тавкам топ­ли­ва на внут­ренний ры­нок. Вмес­те с тем все-та­ки воз­никла не­об­хо­димость до­рабо­тать сог­ла­шения. Мы пла­ниру­ем за­вер­шить эту ра­бо­ту в июне. 

   У неф­тя­ников по­явят­ся до­пол­ни­тель­ные обя­затель­ства? 

   Ана­толий Го­ломол­зин: Нет. В сог­ла­шения прос­то бу­дут вне­сены не­кото­рые уточ­не­ния. Нап­ри­мер, по обя­затель­ствам ком­па­ний в от­но­шении сро­ков за­куп­ки и пос­та­вок обо­рудо­вания, а так­же ис­полне­ния пла­нов по стро­итель­но-мон­тажным и пус­ко­на­ла­доч­ным ра­бо­там. 


По данным: (-rossiiskaya.ru-)

Все новости >>