Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Все ли Вам понятно на сайте?
Да, все понятно
Нет, есть что спросить
Нет времени разбираться, ушел
Сложно, но разобрался


Курсы ЦБ РФ на сегодня

В Москве назрела битва за топливный рынок

20.07.2012, Экономика

груз-инфо, gruz-info, грузоперевозки, логистика, контейнеры, порты, дороги, бензин, шиномонтаж, автопром,

    Топ­ливный ры­нок Моск­вы и об­ласти в бли­жай­шую пя­тилет­ку ждут серь­ез­ные из­ме­нения. Еще се­год­ня с единс­твен­ным неф­те­пере­раба­тыва­ющим за­водом (НПЗ) и неф­тепро­дук­топро­водом, уже завт­ра он мо­жет стать впол­не се­бе при­мером пол­но­цен­но­го кон­ку­рент­но­го рын­ка. 

   Так, "Рос­нефть" обе­ща­ет, что че­рез 2 го­да в Мос­ковс­кой об­ласти за­пых­тит неф­те­пере­раба­тыва­ющий за­вод, а ЛУ­КОЙЛ за­яв­ля­ет, что че­рез 5 лет рас­ши­рит сет­ку неф­тепро­дук­топро­водов за счет стро­итель­ства собс­твен­ной тру­бы. Экс­пер­ты в этой бит­ве ти­танов при­ори­тет от­да­ют стро­итель­ству за­вода. И все это го­ворит о том, что на­чина­ет­ся но­вый ви­ток серь­ез­ной борь­бы вер­ти­каль­но-ин­тегри­рован­ных неф­тя­ных ком­па­ний (ВИНК) за са­мый ла­ко­мый ку­сок топ­лив­но­го пи­ро­га Рос­сии — мос­ковс­кий ры­нок. 

Ла­комый ку­сок 

   Еже­год­но Моск­ве и об­ласти, по раз­ным оцен­кам, тре­бу­ет­ся от 7 до 10 млн т мо­тор­но­го топ­ли­ва. При этом в сто­лич­ном ре­ги­оне дей­ству­ет все­го один неф­те­пере­раба­тыва­ющий за­вод — Мос­ковс­кий (при­над­ле­жит "Газп­ром неф­ти"), ко­торый обес­пе­чива­ет по­ряд­ка 40% пот­ребнос­тей ре­ги­она в неф­тепро­дук­тах, вы­пус­кая еже­год­но око­ло 10 млн т про­дук­ции, из ко­то­рых при­мер­но 2,5 млн т сос­тав­ля­ют бен­зи­ны. 

  Единс­твен­ным неф­тепро­дук­топро­водом, обес­пе­чива­ющем пот­ребнос­ти ре­ги­она в топ­ли­ве, яв­ля­ет­ся Мос­ковс­кий коль­це­вой трех­ни­точ­ный неф­тепро­дук­топро­вод (МКНПП), при­над­ле­жащий ОАО "АК "Транс­неф­тепро­дукт" и, на­зыва­емый в на­роде "сис­те­мой коль­ца". По трем нит­кам тру­боп­ро­вода транс­пор­ти­ру­ют­ся бен­зи­ны, ди­зель­ное топ­ли­во и ави­аке­ро­син. 

   Пос­тавки бен­зи­нов в мос­ковс­кий ре­ги­он осу­щест­вля­ют так­же ТНК-ВР с Ря­занс­ко­го, Са­ратовс­ко­го и Ярос­лавс­ко­го НПЗ, ЛУ­КОЙЛ с Ни­жего­родс­ко­го НПЗ (Нор­си), "Рос­нефть" с Са­марс­кой груп­пы за­водов. "Тат­нефть" так­же предс­тав­ленная в роз­ничном сег­менте сто­лицы, за­куп­ки бен­зи­нов осу­щест­вля­ет са­мос­то­ятель­но. Та­ким об­ра­зом, мос­ковс­кий ры­нок яв­ля­ет­ся ре­ги­оном при­сутс­твия прак­ти­чес­ки всех вер­ти­каль­но-ин­тегри­рован­ных неф­тя­ных ком­па­ний (ВИНК), за иск­лю­че­ни­ем "Сур­гут­неф­те­га­за". 

Здесь бу­дет но­вый град пост­ро­ен 

   Од­на­ко, уже че­рез 5 лет неф­тя­ники обе­ща­ют пе­рек­ро­ить топ­ливный ры­нок Моск­вы и об­ласти. Так, "Рос­нефть" в июне с.г. объ­яви­ла о пла­нах пост­ро­ить в Мос­ковс­кой об­ласти неф­те­пере­раба­тыва­ющий за­вод мощ­ностью 12 млн т в год. Гла­ва "Рос­нефти" Игорь Се­чин за­явил, что ком­па­ния уже до­гово­рилась с пра­витель­ством Мос­ковс­кой об­ласти о стро­итель­стве за­вода, по­доб­ра­ла учас­ток с со­от­ветс­тву­ющей инф­рас­трук­ту­рой, дос­ту­пом к ма­гист­раль­но­му неф­тепро­воду, а так­же про­дук­топро­воду. За­вод ком­па­ния обе­ща­ет пост­ро­ить все­го за 2 го­да. На воп­рос, ка­кому рай­ону Мос­ковс­кой об­лас­ти дос­та­нет­ся этот "по­да­ро­чек", в пресс-служ­бе "Рос­неф­ти" упор­но мол­чат. 

    Од­на­ко, И.Се­чин да­вал жур­на­лис­там подс­каз­ку, что за­вод пост­ро­ят в не­пос­редс­твен­ной бли­зос­ти от тру­боп­ро­вода и неф­тепро­дук­топро­вода. А в Мос­ковс­кой об­ласти все­го два мес­та, где тру­боп­ро­воды "Транс­неф­ти" пе­ресе­ка­ют­ся с коль­це­вым неф­тепро­дук­топро­водом — это Ко­лом­на на неф­тепро­воде "Ря­зань-Моск­ва" с юж­но­го нап­равле­ния и Ба­лаши­хинс­кий с тру­бой "Ярос­лавль-Моск­ва" с се­вер­но­го. По­ка же об­щест­вен­ность скло­ня­ет­ся к мыс­ли, что но­вый НПЗ рас­по­ложит­ся в рай­оне Ко­лом­ны, так как имен­но ту­да в свое вре­мя хо­те­ли вы­нес­ти пло­щад­ку Мос­ковс­ко­го НПЗ "Газп­ром неф­ти". 

    Экс­пер­ты по-раз­но­му оце­нива­ют перс­пек­ти­вы "Рос­нефти" по экс­пан­сии на мос­ковс­кой топ­ливный ры­нок. Нап­ри­мер, гла­ва Мос­ковс­кой Топ­ливной Ас­со­ци­ации Ев­ге­ний Ар­ку­ша счи­та­ет это оп­равдан­ным и обос­но­ван­ным. "Все хо­тели бы пост­ро­ить НПЗ в Мос­ковс­кой об­ласти. В мос­ковс­ком ре­ги­оне в оп­те при­сутс­тву­ет толь­ко "Газп­ром­нефть-Центр", тог­да как ни "Рос­нефть", ни ЛУ­КОЙЛ в оп­те не при­сутс­тву­ют, ТНК-ВР ре­али­зовы­ва­ет боль­шие объ­емы топ­ли­ва толь­ко че­рез бир­жу, а "Тат­нефть" за­купа­ет топ­ли­во са­мос­то­ятель­но. Стро­итель­ство но­вого НПЗ бы­ло бы эко­номи­чес­ки бе­зопас­но для ре­ги­она", - от­ме­тил Е.Ар­ку­ша, до­бавив, что не­дав­ние слу­хи об ава­рии на ус­та­нов­ке ка­тали­тичес­ко­го кре­кин­га на Мос­ковс­ком НПЗ выз­ва­ли па­ни­ку у трей­де­ров в ре­зуль­та­те че­го це­на на топ­ли­во в оп­те рез­ко подс­ко­чи­ла. 

   А  вот гла­ва Рос­сий­ско­го Топ­ливно­го Со­юза Гри­горий Сер­ги­ен­ко счи­та­ет, что но­вый НПЗ в Мос­ковс­кой об­ласти це­лесо­об­разно бы­ло бы стро­ить толь­ко вза­мен су­щест­ву­юще­го за­вода. "На­личие двух НПЗ срав­ни­тель­ной мощ­ности в од­ном ре­ги­оне эко­номи­чес­ки не­оп­равдан­но. Мос­ковс­кий ре­ги­он де­фици­та в неф­тепро­дук­тах не ис­пы­тыва­ет, пос­коль­ку по­луча­ет неф­тепро­дук­ты с дру­гих НПЗ Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии", - выс­ка­зал свое мне­ние Г.Сер­ги­ен­ко в бе­се­де с РБК. 

   Впро­чем, не­кото­рые экс­пер­ты не иск­лю­ча­ют то­го, что "Рос­нефть" зна­читель­ную часть объ­емов вы­пус­ка­емых бен­зи­нов с но­вого НПЗ в Под­московье бу­дет гнать на экс­порт. 

   Меж­ду тем офи­ци­аль­ный предс­та­витель "Транс­неф­ти" Игорь Де­мин за­явил РБК, что мощ­ностей двух  су­щест­ву­ющих неф­тепро­водов (об­щей мощ­ностью око­ло 12 млн т неф­ти), про­ходя­щих че­рез мос­ковс­кий ре­ги­он для заг­рузки пла­ниру­емо­го "Рос­нефтью" за­вода не хва­тит. "Ес­ли про­ект и бу­дет ре­али­зован, то толь­ко с уче­том рас­ши­рения су­щест­ву­ющей инф­рас­трук­ту­ры", - от­ме­тил он. 

   А в на­чале июля мос­ковс­кий топ­ливный ры­нок взбу­дора­жила еще од­на но­вость, на этот раз от ЛУ­КОЙ­Ла. Ком­па­ния до­гово­рилась с пра­витель­ством Мос­ковс­кой об­ласти о стро­итель­стве неф­тепро­дук­топро­вода с при­над­ле­жаще­го ей Ни­жего­родс­ко­го НПЗ (Нор­си) в Мос­ковс­кую об­ласть мощ­ностью око­ло 2 млн т в год. Тру­бу дли­ной 500 км ком­па­ния обе­ща­ет пост­ро­ить за 5-7 лет. 

   При этом, ЛУ­КОЙЛ не иск­лю­чил, что для ре­али­зации это­го про­ек­та бу­дет сфор­ми­рован пул неф­те­ком­па­ний, ко­торые смо­гут пос­тавлять неф­тепро­дук­ты по но­вому про­дук­топро­воду в Моск­ву и об­ласть. "Мы с "Рос­нефтью" го­вори­ли на эту те­му, за­ин­те­ресо­вана так­же "Баш­нефть", - де­лил­ся с жур­на­лис­та­ми гла­ва ЛУ­КОЙ­Ла Ва­гит Алек­пе­ров. Кро­ме то­го, бы­ло за­яв­ле­но, что этот про­ект по­ложи­тель­но пов­ли­яет на сто­имость неф­тепро­дук­тов в сто­лич­ном ре­ги­оне, бу­дет дер­жать ее в "при­ем­ле­мых рам­ках", а так­же поз­во­лит сок­ра­тить ло­гис­ти­чес­кие рас­хо­ды неф­тя­ной ком­па­нии на транс­пор­ти­ров­ку топ­ли­ва в Моск­ву и об­ласть. 

   Экс­пер­ты в свою оче­редь от­ме­ча­ют, что ре­али­зация это­го про­ек­та не ока­жет су­щест­вен­но­го вли­яния на це­ну на бен­зин, так как гла­венс­тву­ют в этом воп­ро­се три фак­то­ра: на­лого­вая наг­рузка, инф­ля­ция и ми­ро­вые це­ны на нефть. 

   К  сло­ву, с пла­ниру­емым неф­тепро­дук­топро­водом ис­то­рия вы­ходит очень за­гадоч­ная. Этот про­ект под ра­бочим наз­ва­ни­ем НПП Ксто­во – На­гор­ная вклю­чен в дол­госроч­ную стра­тегию "Транс­неф­ти" по раз­ви­тию неф­тепро­дук­топро­водов Рос­сии до 2020г. А в ма­тери­алах "Транс­неф­тепро­дук­та" (вла­делец неф­тепро­дук­топро­водов РФ) го­ворит­ся о том, что для обес­пе­чения неф­тепро­дук­та­ми мос­ковс­ко­го ре­ги­она "Рос­нефть" и ЛУ­КОЙЛ пред­ло­жили расс­мот­реть воп­рос о ре­али­зации про­ек­та стро­итель­ства но­вого неф­тепро­дук­топро­вода от Ксто­во до ППС На­гор­ная, рас­по­ложен­но­го на коль­це­вом неф­тепро­дук­топро­воде вок­руг Моск­вы. "К нас­то­яще­му вре­мени вы­пол­не­ны тех­ни­ко-эко­номи­чес­кие рас­че­ты. В ян­ва­ре 2012г. в Ми­нэнер­го прош­ло со­веща­ние с учас­ти­ем ЛУ­КОЙ­Ла, на ко­тором ком­па­ния подт­вер­ди­ла за­ин­те­ресо­ван­ность в ре­али­зации про­ек­та и обя­залась пре­дос­та­вить пред­ло­жения по ре­сурс­ной ба­зе и схе­ме фи­нан­си­рова­ния", - го­во­рит­ся в ма­те­ри­алах "Транс­неф­теп­ро­дук­та". При этом тех­ни­чес­кие па­ра­мет­ры ука­за­ны сле­ду­ющие: мощ­ность 3,8 млн т в год, дли­на 465 км. 

   На ка­ком эта­пе "Рос­нефть" по­няла, что не бу­дет участ­во­вать в ре­али­зации про­ек­та не­понят­но. Ведь, сог­ла­шение о на­мере­нии ре­али­зовать про­ект, с С.Шой­гу под­пи­сывал толь­ко В.Алек­пе­ров. В ЛУ­КОЙ­Ле РБК ска­зали лишь, что в нас­то­ящее вре­мя ра­но го­ворить о ка­кой-ли­бо конк­ре­тике, ва­ри­ан­ты об­суж­да­ют­ся раз­ные. 

Ры­нок не ре­зино­вый 

   Экс­пер­ты, оп­ро­шен­ные РБК счи­та­ют, что за­яв­ленные "Рос­нефтью" и ЛУ­КОЙ­Лом про­ек­ты не­целе­со­об­разно ре­али­зовы­вать од­новре­мен­но, так как топ­ливный ры­нок Моск­вы и об­ласти, нес­мотря на свою прив­ле­катель­ность, все же не ре­зино­вый. Од­на­ко при­ори­тет все-та­ки от­да­ют за­во­ду "Рос­неф­ти". 

   "Рос­нефти" не хва­та­ет бен­зи­нов в роз­ни­це имен­но в мос­ковс­ком ре­ги­оне, по­это­му ре­шение о стро­итель­стве здесь за­вода аб­со­лют­но оп­равдан­но, - ком­менти­ру­ет си­ту­ацию РБК ди­рек­тор по раз­ви­тию ИАЦ "Кор­тес" Па­вел Стро­ков. - Моск­ва и об­ласть — круп­ней­ший пла­тежес­по­соб­ный пот­ре­битель. За этот ры­нок бо­рют­ся все, и ЛУ­КОЙЛ, и "Рос­нефть", и "Газп­ром нефть". Пост­ро­ив за­вод "Рос­нефть" убь­ет од­ним уда­ром двух зай­цев – во-пер­вых, он сос­та­вит кон­ку­рен­цию Мос­ковс­ко­му НПЗ, а во-вто­рых, смо­жет за­нять ос­тав­шу­юся ни­шу это­го рын­ка". 

   Так­же П.Стро­ков от­ме­ча­ет, что ес­ли "Рос­нефть" че­рез 3 го­да вве­дет в экс­плу­ата­цию за­вод, то лу­кой­ловс­кий неф­тепро­дук­топро­вод уже бу­дет не ну­жен. "Ко­неч­но, про­ек­ты мо­гут быть вы­пол­не­ны вмес­те, но это бу­дет эко­номи­чес­ки не­целе­со­об­разно. Обе ком­па­нии бо­рют­ся за роз­ни­цу, но ры­нок не нас­толь­ко ве­лик, что­бы вмес­тить в се­бя 2 круп­ных про­ек­та. Т.е. сей­час воп­рос в том, кто пер­вым ус­пе­ет. Кто ус­пе­ет, тот и в дам­ках", - счи­та­ет экс­перт. 

   А вот за­мес­ти­тель ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра ком­па­нии-трей­де­ра "Ал­го­ритм. Топ­ливный ин­тегра­тор" Вик­тор Кос­тю­ков счи­та­ет, что ЛУ­КОЙ­Лу це­лесо­об­разнее не стро­ить тру­бу, а вой­ти в ко­опе­рацию с "Рос­нефтью" по стро­итель­ству за­вода. По подс­че­там экс­пер­та зат­ра­ты на стро­итель­ство неф­тепро­дук­топро­вода мо­гут оку­пить­ся лишь че­рез 14-15 лет. "Срок на пер­вый взгляд боль­шой, но для та­ких боль­ших и зат­рат­ных про­ек­тов это нор­ма", - счи­та­ет В.Кос­тю­ков. 

   Кре­атив­ная зап­равка 

   По подс­че­там экс­пер­тов, в сут­ки мос­ковс­кий ре­ги­он пот­ребля­ет око­ло 16 тыс. т топ­ли­ва и тем­пы рос­та бу­дут сос­тавлять 3-5% в год. По­это­му сов­сем не­уди­витель­но, что этот ры­нок яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых прив­ле­катель­ных для круп­ней­ших неф­те­ком­па­ний. 

   Че­рез 5 лет экс­пер­ты прог­но­зиру­ют в мос­ковс­ком ре­ги­оне про­фицит­ный ры­нок бен­зи­нов, а на та­ком рын­ке на пер­вое мес­то вы­ходит "га­ран­ти­рован­ный сбыт". В част­нос­ти, Па­вел Стро­ков че­рез пя­тилет­ку ви­дит топ­ливный ры­нок Моск­вы и об­ласти, на ко­тором бу­дет жест­кая кон­ку­рен­ция меж­ду роз­ничны­ми се­тями за ко­неч­но­го пот­ре­бите­ля и борь­ба бу­дет ид­ти имен­но в сег­менте мар­ке­тин­га. Так, уже сей­час все ВИН­Ки за­пус­ти­ли на сво­их се­тях АЗС "прог­раммы ло­яль­нос­ти", сти­мули­ру­ющие кли­ен­тов ком­па­нии. "Ко­неч­но, бен­зи­новый кри­зис 2011г. эти прог­раммы нем­но­го под­ко­сил, но в са­мое бли­жай­шее вре­мя они раз­вернуть­ся с но­вой си­лой, а че­рез 5 лет борь­ба эта толь­ко уси­лит­ся", - ре­зю­ми­ро­вал П.Стро­ков. 

   И дей­стви­тель­но неф­тя­ники в пос­леднее вре­мя в мар­ке­тин­ге сво­ей про­дук­ции не ску­пят­ся на кре­атив: вы­пус­ка­ют топ­ли­во под собс­твен­ным брен­дом; отк­ры­ва­ют те­мати­чес­кие АЗС; про­водят раз­личные спе­ци­али­зиро­ван­ные ак­ции, на­чиная от бла­гот­во­ритель­ных и за­кан­чи­вая в чис­том ви­де мар­ке­тин­го­выми вро­де 8%-ной скид­кой на бен­зин для дам в Меж­ду­народ­ный женс­кий день. Ин­те­рес­но бу­дет пос­мотреть, ка­кие кре­атив­ные ре­шения для прод­ви­жения сво­ей про­дук­ции предс­та­ви­те­ли от­рас­ли най­дут че­рез пять лет. 


По данным:(~rbk.ru~)

Все новости >>