Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Какие виды ставок за автотранспортные услуги Вам предпочтительней?
Оговариваются при каждой загрузке
Ставки по тарифу (за км, тонну, объем, час, и т.д.)
Фиксированные ставки


Курсы ЦБ РФ на сегодня

В Москве назрела битва за топливный рынок

20.07.2012, Экономика

груз-инфо, gruz-info, грузоперевозки, логистика, контейнеры, порты, дороги, бензин, шиномонтаж, автопром,

    Топ­ливный ры­нок Моск­вы и об­ласти в бли­жай­шую пя­тилет­ку ждут серь­ез­ные из­ме­нения. Еще се­год­ня с единс­твен­ным неф­те­пере­раба­тыва­ющим за­водом (НПЗ) и неф­тепро­дук­топро­водом, уже завт­ра он мо­жет стать впол­не се­бе при­мером пол­но­цен­но­го кон­ку­рент­но­го рын­ка. 

   Так, "Рос­нефть" обе­ща­ет, что че­рез 2 го­да в Мос­ковс­кой об­ласти за­пых­тит неф­те­пере­раба­тыва­ющий за­вод, а ЛУ­КОЙЛ за­яв­ля­ет, что че­рез 5 лет рас­ши­рит сет­ку неф­тепро­дук­топро­водов за счет стро­итель­ства собс­твен­ной тру­бы. Экс­пер­ты в этой бит­ве ти­танов при­ори­тет от­да­ют стро­итель­ству за­вода. И все это го­ворит о том, что на­чина­ет­ся но­вый ви­ток серь­ез­ной борь­бы вер­ти­каль­но-ин­тегри­рован­ных неф­тя­ных ком­па­ний (ВИНК) за са­мый ла­ко­мый ку­сок топ­лив­но­го пи­ро­га Рос­сии — мос­ковс­кий ры­нок. 

Ла­комый ку­сок 

   Еже­год­но Моск­ве и об­ласти, по раз­ным оцен­кам, тре­бу­ет­ся от 7 до 10 млн т мо­тор­но­го топ­ли­ва. При этом в сто­лич­ном ре­ги­оне дей­ству­ет все­го один неф­те­пере­раба­тыва­ющий за­вод — Мос­ковс­кий (при­над­ле­жит "Газп­ром неф­ти"), ко­торый обес­пе­чива­ет по­ряд­ка 40% пот­ребнос­тей ре­ги­она в неф­тепро­дук­тах, вы­пус­кая еже­год­но око­ло 10 млн т про­дук­ции, из ко­то­рых при­мер­но 2,5 млн т сос­тав­ля­ют бен­зи­ны. 

  Единс­твен­ным неф­тепро­дук­топро­водом, обес­пе­чива­ющем пот­ребнос­ти ре­ги­она в топ­ли­ве, яв­ля­ет­ся Мос­ковс­кий коль­це­вой трех­ни­точ­ный неф­тепро­дук­топро­вод (МКНПП), при­над­ле­жащий ОАО "АК "Транс­неф­тепро­дукт" и, на­зыва­емый в на­роде "сис­те­мой коль­ца". По трем нит­кам тру­боп­ро­вода транс­пор­ти­ру­ют­ся бен­зи­ны, ди­зель­ное топ­ли­во и ави­аке­ро­син. 

   Пос­тавки бен­зи­нов в мос­ковс­кий ре­ги­он осу­щест­вля­ют так­же ТНК-ВР с Ря­занс­ко­го, Са­ратовс­ко­го и Ярос­лавс­ко­го НПЗ, ЛУ­КОЙЛ с Ни­жего­родс­ко­го НПЗ (Нор­си), "Рос­нефть" с Са­марс­кой груп­пы за­водов. "Тат­нефть" так­же предс­тав­ленная в роз­ничном сег­менте сто­лицы, за­куп­ки бен­зи­нов осу­щест­вля­ет са­мос­то­ятель­но. Та­ким об­ра­зом, мос­ковс­кий ры­нок яв­ля­ет­ся ре­ги­оном при­сутс­твия прак­ти­чес­ки всех вер­ти­каль­но-ин­тегри­рован­ных неф­тя­ных ком­па­ний (ВИНК), за иск­лю­че­ни­ем "Сур­гут­неф­те­га­за". 

Здесь бу­дет но­вый град пост­ро­ен 

   Од­на­ко, уже че­рез 5 лет неф­тя­ники обе­ща­ют пе­рек­ро­ить топ­ливный ры­нок Моск­вы и об­ласти. Так, "Рос­нефть" в июне с.г. объ­яви­ла о пла­нах пост­ро­ить в Мос­ковс­кой об­ласти неф­те­пере­раба­тыва­ющий за­вод мощ­ностью 12 млн т в год. Гла­ва "Рос­нефти" Игорь Се­чин за­явил, что ком­па­ния уже до­гово­рилась с пра­витель­ством Мос­ковс­кой об­ласти о стро­итель­стве за­вода, по­доб­ра­ла учас­ток с со­от­ветс­тву­ющей инф­рас­трук­ту­рой, дос­ту­пом к ма­гист­раль­но­му неф­тепро­воду, а так­же про­дук­топро­воду. За­вод ком­па­ния обе­ща­ет пост­ро­ить все­го за 2 го­да. На воп­рос, ка­кому рай­ону Мос­ковс­кой об­лас­ти дос­та­нет­ся этот "по­да­ро­чек", в пресс-служ­бе "Рос­неф­ти" упор­но мол­чат. 

    Од­на­ко, И.Се­чин да­вал жур­на­лис­там подс­каз­ку, что за­вод пост­ро­ят в не­пос­редс­твен­ной бли­зос­ти от тру­боп­ро­вода и неф­тепро­дук­топро­вода. А в Мос­ковс­кой об­ласти все­го два мес­та, где тру­боп­ро­воды "Транс­неф­ти" пе­ресе­ка­ют­ся с коль­це­вым неф­тепро­дук­топро­водом — это Ко­лом­на на неф­тепро­воде "Ря­зань-Моск­ва" с юж­но­го нап­равле­ния и Ба­лаши­хинс­кий с тру­бой "Ярос­лавль-Моск­ва" с се­вер­но­го. По­ка же об­щест­вен­ность скло­ня­ет­ся к мыс­ли, что но­вый НПЗ рас­по­ложит­ся в рай­оне Ко­лом­ны, так как имен­но ту­да в свое вре­мя хо­те­ли вы­нес­ти пло­щад­ку Мос­ковс­ко­го НПЗ "Газп­ром неф­ти". 

    Экс­пер­ты по-раз­но­му оце­нива­ют перс­пек­ти­вы "Рос­нефти" по экс­пан­сии на мос­ковс­кой топ­ливный ры­нок. Нап­ри­мер, гла­ва Мос­ковс­кой Топ­ливной Ас­со­ци­ации Ев­ге­ний Ар­ку­ша счи­та­ет это оп­равдан­ным и обос­но­ван­ным. "Все хо­тели бы пост­ро­ить НПЗ в Мос­ковс­кой об­ласти. В мос­ковс­ком ре­ги­оне в оп­те при­сутс­тву­ет толь­ко "Газп­ром­нефть-Центр", тог­да как ни "Рос­нефть", ни ЛУ­КОЙЛ в оп­те не при­сутс­тву­ют, ТНК-ВР ре­али­зовы­ва­ет боль­шие объ­емы топ­ли­ва толь­ко че­рез бир­жу, а "Тат­нефть" за­купа­ет топ­ли­во са­мос­то­ятель­но. Стро­итель­ство но­вого НПЗ бы­ло бы эко­номи­чес­ки бе­зопас­но для ре­ги­она", - от­ме­тил Е.Ар­ку­ша, до­бавив, что не­дав­ние слу­хи об ава­рии на ус­та­нов­ке ка­тали­тичес­ко­го кре­кин­га на Мос­ковс­ком НПЗ выз­ва­ли па­ни­ку у трей­де­ров в ре­зуль­та­те че­го це­на на топ­ли­во в оп­те рез­ко подс­ко­чи­ла. 

   А  вот гла­ва Рос­сий­ско­го Топ­ливно­го Со­юза Гри­горий Сер­ги­ен­ко счи­та­ет, что но­вый НПЗ в Мос­ковс­кой об­ласти це­лесо­об­разно бы­ло бы стро­ить толь­ко вза­мен су­щест­ву­юще­го за­вода. "На­личие двух НПЗ срав­ни­тель­ной мощ­ности в од­ном ре­ги­оне эко­номи­чес­ки не­оп­равдан­но. Мос­ковс­кий ре­ги­он де­фици­та в неф­тепро­дук­тах не ис­пы­тыва­ет, пос­коль­ку по­луча­ет неф­тепро­дук­ты с дру­гих НПЗ Ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии", - выс­ка­зал свое мне­ние Г.Сер­ги­ен­ко в бе­се­де с РБК. 

   Впро­чем, не­кото­рые экс­пер­ты не иск­лю­ча­ют то­го, что "Рос­нефть" зна­читель­ную часть объ­емов вы­пус­ка­емых бен­зи­нов с но­вого НПЗ в Под­московье бу­дет гнать на экс­порт. 

   Меж­ду тем офи­ци­аль­ный предс­та­витель "Транс­неф­ти" Игорь Де­мин за­явил РБК, что мощ­ностей двух  су­щест­ву­ющих неф­тепро­водов (об­щей мощ­ностью око­ло 12 млн т неф­ти), про­ходя­щих че­рез мос­ковс­кий ре­ги­он для заг­рузки пла­ниру­емо­го "Рос­нефтью" за­вода не хва­тит. "Ес­ли про­ект и бу­дет ре­али­зован, то толь­ко с уче­том рас­ши­рения су­щест­ву­ющей инф­рас­трук­ту­ры", - от­ме­тил он. 

   А в на­чале июля мос­ковс­кий топ­ливный ры­нок взбу­дора­жила еще од­на но­вость, на этот раз от ЛУ­КОЙ­Ла. Ком­па­ния до­гово­рилась с пра­витель­ством Мос­ковс­кой об­ласти о стро­итель­стве неф­тепро­дук­топро­вода с при­над­ле­жаще­го ей Ни­жего­родс­ко­го НПЗ (Нор­си) в Мос­ковс­кую об­ласть мощ­ностью око­ло 2 млн т в год. Тру­бу дли­ной 500 км ком­па­ния обе­ща­ет пост­ро­ить за 5-7 лет. 

   При этом, ЛУ­КОЙЛ не иск­лю­чил, что для ре­али­зации это­го про­ек­та бу­дет сфор­ми­рован пул неф­те­ком­па­ний, ко­торые смо­гут пос­тавлять неф­тепро­дук­ты по но­вому про­дук­топро­воду в Моск­ву и об­ласть. "Мы с "Рос­нефтью" го­вори­ли на эту те­му, за­ин­те­ресо­вана так­же "Баш­нефть", - де­лил­ся с жур­на­лис­та­ми гла­ва ЛУ­КОЙ­Ла Ва­гит Алек­пе­ров. Кро­ме то­го, бы­ло за­яв­ле­но, что этот про­ект по­ложи­тель­но пов­ли­яет на сто­имость неф­тепро­дук­тов в сто­лич­ном ре­ги­оне, бу­дет дер­жать ее в "при­ем­ле­мых рам­ках", а так­же поз­во­лит сок­ра­тить ло­гис­ти­чес­кие рас­хо­ды неф­тя­ной ком­па­нии на транс­пор­ти­ров­ку топ­ли­ва в Моск­ву и об­ласть. 

   Экс­пер­ты в свою оче­редь от­ме­ча­ют, что ре­али­зация это­го про­ек­та не ока­жет су­щест­вен­но­го вли­яния на це­ну на бен­зин, так как гла­венс­тву­ют в этом воп­ро­се три фак­то­ра: на­лого­вая наг­рузка, инф­ля­ция и ми­ро­вые це­ны на нефть. 

   К  сло­ву, с пла­ниру­емым неф­тепро­дук­топро­водом ис­то­рия вы­ходит очень за­гадоч­ная. Этот про­ект под ра­бочим наз­ва­ни­ем НПП Ксто­во – На­гор­ная вклю­чен в дол­госроч­ную стра­тегию "Транс­неф­ти" по раз­ви­тию неф­тепро­дук­топро­водов Рос­сии до 2020г. А в ма­тери­алах "Транс­неф­тепро­дук­та" (вла­делец неф­тепро­дук­топро­водов РФ) го­ворит­ся о том, что для обес­пе­чения неф­тепро­дук­та­ми мос­ковс­ко­го ре­ги­она "Рос­нефть" и ЛУ­КОЙЛ пред­ло­жили расс­мот­реть воп­рос о ре­али­зации про­ек­та стро­итель­ства но­вого неф­тепро­дук­топро­вода от Ксто­во до ППС На­гор­ная, рас­по­ложен­но­го на коль­це­вом неф­тепро­дук­топро­воде вок­руг Моск­вы. "К нас­то­яще­му вре­мени вы­пол­не­ны тех­ни­ко-эко­номи­чес­кие рас­че­ты. В ян­ва­ре 2012г. в Ми­нэнер­го прош­ло со­веща­ние с учас­ти­ем ЛУ­КОЙ­Ла, на ко­тором ком­па­ния подт­вер­ди­ла за­ин­те­ресо­ван­ность в ре­али­зации про­ек­та и обя­залась пре­дос­та­вить пред­ло­жения по ре­сурс­ной ба­зе и схе­ме фи­нан­си­рова­ния", - го­во­рит­ся в ма­те­ри­алах "Транс­неф­теп­ро­дук­та". При этом тех­ни­чес­кие па­ра­мет­ры ука­за­ны сле­ду­ющие: мощ­ность 3,8 млн т в год, дли­на 465 км. 

   На ка­ком эта­пе "Рос­нефть" по­няла, что не бу­дет участ­во­вать в ре­али­зации про­ек­та не­понят­но. Ведь, сог­ла­шение о на­мере­нии ре­али­зовать про­ект, с С.Шой­гу под­пи­сывал толь­ко В.Алек­пе­ров. В ЛУ­КОЙ­Ле РБК ска­зали лишь, что в нас­то­ящее вре­мя ра­но го­ворить о ка­кой-ли­бо конк­ре­тике, ва­ри­ан­ты об­суж­да­ют­ся раз­ные. 

Ры­нок не ре­зино­вый 

   Экс­пер­ты, оп­ро­шен­ные РБК счи­та­ют, что за­яв­ленные "Рос­нефтью" и ЛУ­КОЙ­Лом про­ек­ты не­целе­со­об­разно ре­али­зовы­вать од­новре­мен­но, так как топ­ливный ры­нок Моск­вы и об­ласти, нес­мотря на свою прив­ле­катель­ность, все же не ре­зино­вый. Од­на­ко при­ори­тет все-та­ки от­да­ют за­во­ду "Рос­неф­ти". 

   "Рос­нефти" не хва­та­ет бен­зи­нов в роз­ни­це имен­но в мос­ковс­ком ре­ги­оне, по­это­му ре­шение о стро­итель­стве здесь за­вода аб­со­лют­но оп­равдан­но, - ком­менти­ру­ет си­ту­ацию РБК ди­рек­тор по раз­ви­тию ИАЦ "Кор­тес" Па­вел Стро­ков. - Моск­ва и об­ласть — круп­ней­ший пла­тежес­по­соб­ный пот­ре­битель. За этот ры­нок бо­рют­ся все, и ЛУ­КОЙЛ, и "Рос­нефть", и "Газп­ром нефть". Пост­ро­ив за­вод "Рос­нефть" убь­ет од­ним уда­ром двух зай­цев – во-пер­вых, он сос­та­вит кон­ку­рен­цию Мос­ковс­ко­му НПЗ, а во-вто­рых, смо­жет за­нять ос­тав­шу­юся ни­шу это­го рын­ка". 

   Так­же П.Стро­ков от­ме­ча­ет, что ес­ли "Рос­нефть" че­рез 3 го­да вве­дет в экс­плу­ата­цию за­вод, то лу­кой­ловс­кий неф­тепро­дук­топро­вод уже бу­дет не ну­жен. "Ко­неч­но, про­ек­ты мо­гут быть вы­пол­не­ны вмес­те, но это бу­дет эко­номи­чес­ки не­целе­со­об­разно. Обе ком­па­нии бо­рют­ся за роз­ни­цу, но ры­нок не нас­толь­ко ве­лик, что­бы вмес­тить в се­бя 2 круп­ных про­ек­та. Т.е. сей­час воп­рос в том, кто пер­вым ус­пе­ет. Кто ус­пе­ет, тот и в дам­ках", - счи­та­ет экс­перт. 

   А вот за­мес­ти­тель ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра ком­па­нии-трей­де­ра "Ал­го­ритм. Топ­ливный ин­тегра­тор" Вик­тор Кос­тю­ков счи­та­ет, что ЛУ­КОЙ­Лу це­лесо­об­разнее не стро­ить тру­бу, а вой­ти в ко­опе­рацию с "Рос­нефтью" по стро­итель­ству за­вода. По подс­че­там экс­пер­та зат­ра­ты на стро­итель­ство неф­тепро­дук­топро­вода мо­гут оку­пить­ся лишь че­рез 14-15 лет. "Срок на пер­вый взгляд боль­шой, но для та­ких боль­ших и зат­рат­ных про­ек­тов это нор­ма", - счи­та­ет В.Кос­тю­ков. 

   Кре­атив­ная зап­равка 

   По подс­че­там экс­пер­тов, в сут­ки мос­ковс­кий ре­ги­он пот­ребля­ет око­ло 16 тыс. т топ­ли­ва и тем­пы рос­та бу­дут сос­тавлять 3-5% в год. По­это­му сов­сем не­уди­витель­но, что этот ры­нок яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых прив­ле­катель­ных для круп­ней­ших неф­те­ком­па­ний. 

   Че­рез 5 лет экс­пер­ты прог­но­зиру­ют в мос­ковс­ком ре­ги­оне про­фицит­ный ры­нок бен­зи­нов, а на та­ком рын­ке на пер­вое мес­то вы­ходит "га­ран­ти­рован­ный сбыт". В част­нос­ти, Па­вел Стро­ков че­рез пя­тилет­ку ви­дит топ­ливный ры­нок Моск­вы и об­ласти, на ко­тором бу­дет жест­кая кон­ку­рен­ция меж­ду роз­ничны­ми се­тями за ко­неч­но­го пот­ре­бите­ля и борь­ба бу­дет ид­ти имен­но в сег­менте мар­ке­тин­га. Так, уже сей­час все ВИН­Ки за­пус­ти­ли на сво­их се­тях АЗС "прог­раммы ло­яль­нос­ти", сти­мули­ру­ющие кли­ен­тов ком­па­нии. "Ко­неч­но, бен­зи­новый кри­зис 2011г. эти прог­раммы нем­но­го под­ко­сил, но в са­мое бли­жай­шее вре­мя они раз­вернуть­ся с но­вой си­лой, а че­рез 5 лет борь­ба эта толь­ко уси­лит­ся", - ре­зю­ми­ро­вал П.Стро­ков. 

   И дей­стви­тель­но неф­тя­ники в пос­леднее вре­мя в мар­ке­тин­ге сво­ей про­дук­ции не ску­пят­ся на кре­атив: вы­пус­ка­ют топ­ли­во под собс­твен­ным брен­дом; отк­ры­ва­ют те­мати­чес­кие АЗС; про­водят раз­личные спе­ци­али­зиро­ван­ные ак­ции, на­чиная от бла­гот­во­ритель­ных и за­кан­чи­вая в чис­том ви­де мар­ке­тин­го­выми вро­де 8%-ной скид­кой на бен­зин для дам в Меж­ду­народ­ный женс­кий день. Ин­те­рес­но бу­дет пос­мотреть, ка­кие кре­атив­ные ре­шения для прод­ви­жения сво­ей про­дук­ции предс­та­ви­те­ли от­рас­ли най­дут че­рез пять лет. 


По данным:(~rbk.ru~)

Все новости >>