Транспорт и продовольственный сектор возглавили импортозамещение
Транспорт и продовольственный сектор возглавили импортозамещение Экспорт РФ за указанный период в годовом выражении увеличился на 3,1% ($687,7 млрд), а доля топливно-энергетических товаров в нем на фоне роста стоимости и сокращения физических объемов потеряла всего 0,2%, составив 73%. Импорт же в январе—октябре 2012 года по сравнению с январем—октябрем 2011 года вырос на 2,5% ($255,7 млрд). В товарном импорте 51,9% составили машины и оборудование (50,5% в структуре соответствующего периода 2011 года), стоимость их за год увеличилась на 7,9%. При этом положительное сальдо торговли товарами за год выросло на $6,6 млрд — до $176,3 млрд. В то же время Минэкономики в методологии платежного баланса оценивает торговый профицит десяти месяцев 2012 года в $163,1 млрд, а его рост за год — в $2,5 млрд. Согласно этой оценке, сокращение внешнего спроса со стороны стран дальнего зарубежья (86% текущего торгового оборота РФ) продолжает "съедать" торговый профицит.
В то же время, исходя из данных ФТС, в январе—октябре 2012 года по сравнению с предкризисным январем—октябрем 2008 года, когда темпы роста импорта экспорта и импорта в годовом выражении были фактически одинаковыми, профицит торговли товарами оказался меньше на $6,5 млрд (импорт вырос на 13%, а экспорт — на 6%). Доля топливно-энергетических товаров в экспорте по сравнению с предкризисными значениями не изменилась, а вот структура импорта претерпела значимые изменения (см. график). Внимание на себя обращает сокращение доли импорта легковых автомобилей на фоне снижения их стоимостного объема по сравнению с 2008 годом на 34,5%. То же самое, хотя и в меньших объемах, обнаруживается в соответствующей динамике импорта грузовиков, стоимость импорта которых сократилась на 18,4%. Оба этих факта могут объясняться переориентацией внутреннего потребления автотранспорта на модели, собранные в РФ. Также импортозамещение наблюдается в продовольственном секторе. Вместе с этим таможенная статистика указывает на рост стоимостных объемов инвестиционного импорта машин и оборудования по сравнению с десятью месяцами 2008 года на 25% и увеличение их доли в общем стоимостном объеме импорта на 4,2%.
Между тем рост реальных доходов вылился в уверенный рост стоимости и доли в импорте обуви, одежды, медикаментов и мебели. Здесь импортозамещения с 2008 года не наблюдается.
По данным: (~kommersant.ru~)