Сквозь скалы к океану
Во вторник на Дальневосточной дороге открылось движение по обходному 25-километровому участку Оунэ – Высокогорная. Рано утром по нему проследовал первый поезд с контейнерными грузами – с этого момента началась эксплуатация нового четырёхкилометрового тоннеля, проложенного в отрогах Сихотэ-Алиньского хребта. В ходе видеомоста с Президентом России Владимиром Путиным президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин обсудил роль этого инфраструктурного объекта для экономики страны.
Как отметил на церемонии открытия объекта Владимир Якунин, ввод нового тоннеля даст импульс развитию портам Ванино-Совгаванского узла, а также грузообразующим предприятиям на востоке России, до Кузбасса включительно.
«Этот объект важен не столько для холдинга, сколько для региональных грузовладельцев, прежде всего угольщиков, – сообщил он. – По сути, это наш совместный проект, потому что, если бы не было грузовой базы, возник бы вопрос окупаемости проекта, его элементарной экономической целесообразности». Он также добавил, что за четыре года работ в процессе реконструкции линии Комсомольск – Советская Гавань (в неё входит перегон Оунэ – Высокогорная) за счёт средств ОАО «РЖД» и Инвестфонда освоено 17,2 млрд руб. При этом строительство закончено на полгода раньше срока.
Президент России Владимир Путин в ходе проведения видеомоста дал высокую оценку проекту. По словам руководителя государства, главная цель достигнута – «бутылочное горло» на подходах к портам Ванино и Совгавань ликвидировано, а строительство обходного участка станет хорошим заделом в дальнейшей работе по усилению инфраструктуры. Владимир Путин поблагодарил всех участников строительства нового тоннеля за качественную работу.
Стоит напомнить, что участок Оунэ – Высокогорная со старым Кузнецовским тоннелем, построенным в 40-е годы, существенно ограничивал грузопоток в порты Ванино и Совгавань. Он обеспечивал движение грузовых поездов весом только до 4,7 тыс. тонн. Новый тоннель способен пропускать составы массой 5,6 тыс. тонн.
Как проинформировал первый замначальника службы пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры Максим Глущенко, путевое хозяйство готово к дополнительным нагрузкам. «Нужно было организовать движение поездов со скоростью не менее 50 км/ч. Мы перевыполнили задачу: практически везде обеспечивается 60 км/ч. К тому же есть задел, который мы сейчас не можем реализовать из-за морозов. Но с наступлением весны ожидается скорость 70 км/ч», – сказал Максим Глущенко.
Увеличение провозной способности магистрали вызовет рост перевалки в порту Ванино. Гендиректор Сибирской угольной энергетической компании Владимир Рашевский сообщил, что в текущем году специализированный терминал в бухте Мучка вышел на ежегодную отгрузку 12 млн тонн. «Это расчётная мощность комплекса. Сейчас компания реализует вторую очередь строительства. В течение нескольких лет выйдем на перевалку более 20 млн тонн в год», – уточнил Владимир Рашевский.
По словам губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, усиление линии на подходах к морским терминалам ускорит создание в Совгавани особой портовой экономической зоны. «Есть около десятка компаний, готовых вкладывать средства в порты региона. Результатом станут новые рабочие места, рост налоговых поступлений и общее экономическое развитие», – пояснил глава администрации края.
Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, стоимость которой почти 60 млрд руб., продлится до 2017 года. На линии строятся новые разъезды, ремонтируются действующие станции. Всё это позволит ежегодно перевозить в направлении Ванино-Совгаванского узла грузов на 36 млн руб.
«Однако уже принятых мер недостаточно, – предупредил Владимир Якунин. – Заявки грузоотправителей вдвое превысят возможности инфраструктуры. Нужны серьёзные инвестиции. Без поддержки государства не обойтись. Новый Кузнецовский тоннель – это далеко не окончание работы. Стоит масштабная задача расширения пропускных способностей БАМа. То же самое касается Транссиба. У нас ещё много проблемных мест».
По данным: (~gudok.ru~)