Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Все ли Вам понятно на сайте?
Да, все понятно
Нет, есть что спросить
Нет времени разбираться, ушел
Сложно, но разобрался


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Россия будет мощной транзитной державой

23.01.2013, Экономика

груз-инфо, gruz-info, грузоперевозки, логистика, контейнеры, порты, дороги, бензин, шиномонтаж, автопром,

   Не­кото­рые те­оре­тики-скеп­ти­ки по­чему-то по­лага­ют, что «тран­зитной стра­ны из Рос­сии уже не вый­дет». Один из них, эко­номист Вла­дис­лав Ино­зем­цев, обос­но­вывая свой вы­вод, ссы­ла­ет­ся на име­ющиеся у не­го дан­ные о ско­рос­тях дви­жения по­ез­дов по се­ти рос­сий­ских же­лез­ных до­рог. Дес­кать, «сред­няя ско­рость гру­зовых сос­та­вов с уче­том всех опе­раций на стан­ци­ях сос­та­вила 247 км в сут­ки про­тив бо­лее 1 тыс. км в КНР». 

   Но марш­рут­ная ско­рость тран­зитных кон­тей­нер­ных по­ез­дов, кур­си­ру­ющих в со­об­ще­нии меж­ду морс­ки­ми пор­та­ми и пог­ра­нич­ны­ми стан­ци­ями Даль­не­го Вос­то­ка и За­бай­калья с пе­реда­точ­ны­ми пунк­та­ми на за­пад­ной гра­нице Рос­сии, уже сей­час сос­тав­ля­ет от 850 до 1,3 тыс. км в сут­ки, 

   Не­кор­рект­ны так­же по­пыт­ки рас­че­та зат­рат и сро­ков оку­па­емос­ти про­ек­та прив­ле­чения тран­зитно­го гру­зопо­тока на сеть ОАО «РЖД». От­не­сение зат­рат, не­об­хо­димых для мо­дер­ни­зации и раз­ви­тия инф­рас­трук­ту­ры Транс­си­ба и БА­Ма, в пол­ном объ­еме на тран­зитный гру­зопо­ток в кор­не неп­ра­виль­но, так как уси­ление инф­рас­трук­ту­ры ука­зан­ных ма­гист­ра­лей нап­равле­но в пер­вую оче­редь на раз­ви­тие про­из­во­дитель­ных сил и про­мыш­леннос­ти Си­бири, За­бай­калья и Даль­не­го Вос­то­ка, зат­ра­ты же на обес­пе­чение перс­пек­тивно­го тран­зитно­го гру­зо­по­то­ка в об­щем объ­еме пот­реб­ных ин­вес­ти­ций име­ют нез­на­чи­тель­ную до­лю. 

   Бе­зус­ловно, ре­али­зация тран­зитно­го по­тен­ци­ала и прив­ле­чение на сеть рос­сий­ских же­лез­ных до­рог тран­зитно­го ев­ро-ази­атс­ко­го гру­зопо­тока яв­ля­ет­ся дос­та­точ­но слож­ной за­дачей — ры­нок ев­ро-ази­атс­ких тран­зитных пе­рево­зок с точ­ки зре­ния биз­не­са яв­ля­ет­ся дос­та­точ­но труд­но­дос­тупным и вы­соко­кон­ку­рент­ным. Тем не ме­нее ре­шение пос­тавлен­ной за­дачи не­об­хо­димо для стра­ны с точ­ки зре­ния ге­опо­ли­ти­ки, ге­ост­ра­те­гии и эко­но­ми­ки. 

   Дос­та­точ­но ска­зать, что объ­ем вза­им­ной тор­говли меж­ду Ев­ро­пой и Ази­ей в 2011 го­ду сос­та­вил $1,2 трлн, или 195 млн т в фи­зичес­ком вы­раже­нии, вза­им­ный кон­тей­не­ро­обо­рот — 20 млн ТЕU. При этом сред­не­годо­вые тем­пы его при­рос­та оце­нива­ют­ся в 2–3%. Та­ким об­ра­зом, сум­марный перс­пек­тивный гру­зо­обо­рот меж­ду стра­нами Ев­ро­пы и Азии дос­тигнет к 2020 го­ду по­ряд­ка 240 млн т в фи­зи­чес­ком и $1,8 трлн в сто­имост­ном вы­ра­же­нии. 

   По­ка по­дав­ля­ющий объ­ем гру­зов меж­ду Ев­ро­пой и Ази­ей идет че­рез Су­эц­кий ка­нал. При этом морс­кой марш­рут, да­же при су­щест­ву­ющих ус­ло­ви­ях, поч­ти вдвое ус­ту­па­ет су­хопут­но­му по ско­рос­ти. Кро­ме то­го, он ста­новит­ся всё бо­лее опас­ным, тре­бу­ющим пос­то­ян­но­го конт­ро­ля во­ен­но-морс­ки­ми си­ла­ми. 

   Ины­ми сло­вами, рос­сий­ские же­лез­ные до­роги име­ют впол­не ре­аль­ный шанс за­нять на ев­ро-ази­атс­ком транс­пор­тном рын­ке впол­не дос­той­ную ни­шу, свя­зан­ную нап­ри­мер, с пе­ревоз­ка­ми до­рогос­то­ящих гру­зов, чувс­тви­тель­ных к сро­кам дос­тавки. Не слу­чай­но ОАО «РЖД» ре­али­зу­ет­ся комп­лек­сная стра­теги­чес­кая прог­рамма дей­ствий по раз­ви­тию же­лез­но­дорож­ных кон­тей­нер­ных пе­рево­зок с ис­поль­зо­вани­ем Транс­си­бирс­кой ма­гист­ра­ли на пе­ри­од до 2015 го­да. Пре­дус­мотре­но, в част­нос­ти, по­этап­ное по­выше­ние марш­рут­ных ско­рос­тей дви­жения кон­тей­нер­ных по­ез­дов до 1500 км/сут­ки. Вне­сены пред­ло­же­ния по ста­би­ли­за­ции та­ри­фов на меж­ду­на­род­ные пе­ре­воз­ки круп­но­тон­наж­ных кон­тей­не­ров. 

   В рам­ках стра­теги­чес­ко­го сот­рудни­чест­ва меж­ду ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ» оп­ре­деле­ны марш­ру­ты пе­рево­зок гру­зов из се­веро-за­пад­ных и цент­раль­ных про­вин­ций Ки­тая в стра­ны Ев­ро­пы, с па­ритет­ным расп­ре­деле­ни­ем гру­зовой ра­боты меж­ду же­лез­но­дорож­ны­ми ад­ми­нист­ра­ци­ями на­ших стран. В 2012 го­ду с учас­ти­ем рос­сий­ской, ка­захс­тан­ской, ки­тай­ской и не­мец­кой сто­рон за­регист­ри­рова­но сов­мест­ное предп­ри­ятие, осу­щест­вля­ющее ре­гуляр­ные же­лез­но­дорож­ные кон­тей­нер­ные пе­ревоз­ки по марш­ру­ту Чун­цин (Ки­тай) – Дуй­сбург (Гер­ма­ния). Кро­ме то­го, ве­дет­ся ра­бота по соз­да­нию объ­еди­нен­ной транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­кой ком­па­нии (ОТЛК), ока­зы­ва­ющей комп­лекс транс­пор­тных ус­луг на же­лез­ных до­ро­гах Рос­сии, Ка­захс­та­на и Бе­ло­рус­сии. 

   Од­на­ко для га­ран­ти­рован­но­го прив­ле­чения ев­ро-ази­атс­ко­го гру­зопо­тока на транс­пор­тные ком­му­ника­ции Рос­сии не­об­хо­дима под­держ­ка на го­сударс­твен­ном уров­не. Так, важ­ную роль мо­жет сыг­рать от­ме­на гос­ре­гули­рова­ния та­рифов на тран­зитные пе­ревоз­ки круп­но­тон­нажных кон­тей­не­ров в це­лях соз­да­ния рав­ных ус­ло­вий кон­ку­рен­ции рос­сий­ской транс­пор­тной сис­те­мы с дру­гими пе­ревоз­чи­ками. Кро­ме то­го, бы­ло бы це­лесо­об­разно ог­ра­ничить та­можен­ный конт­роль тран­зитных кон­тей­не­ров про­вер­кой це­лост­нос­ти средств иден­ти­фика­ции и за­пор­но-плом­би­ровоч­ных уст­рой­ств и соз­дать еди­ный ко­ор­ди­наци­он­ный ор­ган, в це­лях сог­ла­со­ван­но­го вза­имо­дей­ствия раз­лич­ных ви­дов транс­пор­та и го­су­дарс­твен­ных конт­ро­ли­ру­ющих ор­га­нов. 

   На­конец, при­нятие за­кона «О тран­зи­те», раз­ра­ботан­но­го Ас­со­ци­ацией рос­сий­ских экс­пе­дито­ров, поз­во­лит сфор­ми­ровать но­вые воз­можнос­ти в час­ти пра­вово­го ре­гули­рова­ния тран­зитных пе­рево­зок и зна­читель­но уси­лить и раз­вить кон­ку­рент­ные пре­иму­щест­ва транс­пор­тной сис­те­мы Рос­сии на ми­ро­вом рын­ке. 

   В ге­нераль­ной схе­ме раз­ви­тия же­лез­но­дорож­но­го транс­пор­та па пе­ри­од до 2020 го­да пре­дус­матри­ва­ет­ся ос­во­ение тран­зитно­го гру­зопо­тока в объ­еме бо­лее 300 тыс. ТЕU, и это не толь­ко пла­ны. Пе­речис­ленные конк­рет­ные ме­роп­ри­ятия по ре­шению этой за­дачи го­ворят о пол­ной уве­рен­ности в дос­ти­жении ука­зан­ных по­каза­телей. В со­чета­нии с дру­гими ви­дами транс­пор­та соз­да­ет­ся мощ­ный тран­зитный по­тен­ци­ал, ко­торый поз­во­ля­ет в бли­жай­шей перс­пек­ти­ве прив­лечь на оте­чест­вен­ный транс­пор­тный комп­лекс тран­зитный гру­зопо­ток в объ­еме бо­лее 1 млн ТЕU. И нет ни­каких сом­не­ний, что Рос­сия в бли­жай­шем бу­дущем ста­нет од­ной из мощ­ных тран­зит­ных дер­жав, обес­пе­чи­ва­ющей ев­ро-ази­атс­кие транс­пор­тно-эко­но­ми­чес­кие свя­зи.


По данным: (~izvestia.ru~)

Все новости >>