Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Как часто Вы ищите транспорт или грузы через поисковые системы?
Ежедневно
Несколько раз в месяц
Несколько раз в неделю
Никогда или очень редко


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Россия будет мощной транзитной державой

23.01.2013, Экономика

груз-инфо, gruz-info, грузоперевозки, логистика, контейнеры, порты, дороги, бензин, шиномонтаж, автопром,

   Не­кото­рые те­оре­тики-скеп­ти­ки по­чему-то по­лага­ют, что «тран­зитной стра­ны из Рос­сии уже не вый­дет». Один из них, эко­номист Вла­дис­лав Ино­зем­цев, обос­но­вывая свой вы­вод, ссы­ла­ет­ся на име­ющиеся у не­го дан­ные о ско­рос­тях дви­жения по­ез­дов по се­ти рос­сий­ских же­лез­ных до­рог. Дес­кать, «сред­няя ско­рость гру­зовых сос­та­вов с уче­том всех опе­раций на стан­ци­ях сос­та­вила 247 км в сут­ки про­тив бо­лее 1 тыс. км в КНР». 

   Но марш­рут­ная ско­рость тран­зитных кон­тей­нер­ных по­ез­дов, кур­си­ру­ющих в со­об­ще­нии меж­ду морс­ки­ми пор­та­ми и пог­ра­нич­ны­ми стан­ци­ями Даль­не­го Вос­то­ка и За­бай­калья с пе­реда­точ­ны­ми пунк­та­ми на за­пад­ной гра­нице Рос­сии, уже сей­час сос­тав­ля­ет от 850 до 1,3 тыс. км в сут­ки, 

   Не­кор­рект­ны так­же по­пыт­ки рас­че­та зат­рат и сро­ков оку­па­емос­ти про­ек­та прив­ле­чения тран­зитно­го гру­зопо­тока на сеть ОАО «РЖД». От­не­сение зат­рат, не­об­хо­димых для мо­дер­ни­зации и раз­ви­тия инф­рас­трук­ту­ры Транс­си­ба и БА­Ма, в пол­ном объ­еме на тран­зитный гру­зопо­ток в кор­не неп­ра­виль­но, так как уси­ление инф­рас­трук­ту­ры ука­зан­ных ма­гист­ра­лей нап­равле­но в пер­вую оче­редь на раз­ви­тие про­из­во­дитель­ных сил и про­мыш­леннос­ти Си­бири, За­бай­калья и Даль­не­го Вос­то­ка, зат­ра­ты же на обес­пе­чение перс­пек­тивно­го тран­зитно­го гру­зо­по­то­ка в об­щем объ­еме пот­реб­ных ин­вес­ти­ций име­ют нез­на­чи­тель­ную до­лю. 

   Бе­зус­ловно, ре­али­зация тран­зитно­го по­тен­ци­ала и прив­ле­чение на сеть рос­сий­ских же­лез­ных до­рог тран­зитно­го ев­ро-ази­атс­ко­го гру­зопо­тока яв­ля­ет­ся дос­та­точ­но слож­ной за­дачей — ры­нок ев­ро-ази­атс­ких тран­зитных пе­рево­зок с точ­ки зре­ния биз­не­са яв­ля­ет­ся дос­та­точ­но труд­но­дос­тупным и вы­соко­кон­ку­рент­ным. Тем не ме­нее ре­шение пос­тавлен­ной за­дачи не­об­хо­димо для стра­ны с точ­ки зре­ния ге­опо­ли­ти­ки, ге­ост­ра­те­гии и эко­но­ми­ки. 

   Дос­та­точ­но ска­зать, что объ­ем вза­им­ной тор­говли меж­ду Ев­ро­пой и Ази­ей в 2011 го­ду сос­та­вил $1,2 трлн, или 195 млн т в фи­зичес­ком вы­раже­нии, вза­им­ный кон­тей­не­ро­обо­рот — 20 млн ТЕU. При этом сред­не­годо­вые тем­пы его при­рос­та оце­нива­ют­ся в 2–3%. Та­ким об­ра­зом, сум­марный перс­пек­тивный гру­зо­обо­рот меж­ду стра­нами Ев­ро­пы и Азии дос­тигнет к 2020 го­ду по­ряд­ка 240 млн т в фи­зи­чес­ком и $1,8 трлн в сто­имост­ном вы­ра­же­нии. 

   По­ка по­дав­ля­ющий объ­ем гру­зов меж­ду Ев­ро­пой и Ази­ей идет че­рез Су­эц­кий ка­нал. При этом морс­кой марш­рут, да­же при су­щест­ву­ющих ус­ло­ви­ях, поч­ти вдвое ус­ту­па­ет су­хопут­но­му по ско­рос­ти. Кро­ме то­го, он ста­новит­ся всё бо­лее опас­ным, тре­бу­ющим пос­то­ян­но­го конт­ро­ля во­ен­но-морс­ки­ми си­ла­ми. 

   Ины­ми сло­вами, рос­сий­ские же­лез­ные до­роги име­ют впол­не ре­аль­ный шанс за­нять на ев­ро-ази­атс­ком транс­пор­тном рын­ке впол­не дос­той­ную ни­шу, свя­зан­ную нап­ри­мер, с пе­ревоз­ка­ми до­рогос­то­ящих гру­зов, чувс­тви­тель­ных к сро­кам дос­тавки. Не слу­чай­но ОАО «РЖД» ре­али­зу­ет­ся комп­лек­сная стра­теги­чес­кая прог­рамма дей­ствий по раз­ви­тию же­лез­но­дорож­ных кон­тей­нер­ных пе­рево­зок с ис­поль­зо­вани­ем Транс­си­бирс­кой ма­гист­ра­ли на пе­ри­од до 2015 го­да. Пре­дус­мотре­но, в част­нос­ти, по­этап­ное по­выше­ние марш­рут­ных ско­рос­тей дви­жения кон­тей­нер­ных по­ез­дов до 1500 км/сут­ки. Вне­сены пред­ло­же­ния по ста­би­ли­за­ции та­ри­фов на меж­ду­на­род­ные пе­ре­воз­ки круп­но­тон­наж­ных кон­тей­не­ров. 

   В рам­ках стра­теги­чес­ко­го сот­рудни­чест­ва меж­ду ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ» оп­ре­деле­ны марш­ру­ты пе­рево­зок гру­зов из се­веро-за­пад­ных и цент­раль­ных про­вин­ций Ки­тая в стра­ны Ев­ро­пы, с па­ритет­ным расп­ре­деле­ни­ем гру­зовой ра­боты меж­ду же­лез­но­дорож­ны­ми ад­ми­нист­ра­ци­ями на­ших стран. В 2012 го­ду с учас­ти­ем рос­сий­ской, ка­захс­тан­ской, ки­тай­ской и не­мец­кой сто­рон за­регист­ри­рова­но сов­мест­ное предп­ри­ятие, осу­щест­вля­ющее ре­гуляр­ные же­лез­но­дорож­ные кон­тей­нер­ные пе­ревоз­ки по марш­ру­ту Чун­цин (Ки­тай) – Дуй­сбург (Гер­ма­ния). Кро­ме то­го, ве­дет­ся ра­бота по соз­да­нию объ­еди­нен­ной транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­кой ком­па­нии (ОТЛК), ока­зы­ва­ющей комп­лекс транс­пор­тных ус­луг на же­лез­ных до­ро­гах Рос­сии, Ка­захс­та­на и Бе­ло­рус­сии. 

   Од­на­ко для га­ран­ти­рован­но­го прив­ле­чения ев­ро-ази­атс­ко­го гру­зопо­тока на транс­пор­тные ком­му­ника­ции Рос­сии не­об­хо­дима под­держ­ка на го­сударс­твен­ном уров­не. Так, важ­ную роль мо­жет сыг­рать от­ме­на гос­ре­гули­рова­ния та­рифов на тран­зитные пе­ревоз­ки круп­но­тон­нажных кон­тей­не­ров в це­лях соз­да­ния рав­ных ус­ло­вий кон­ку­рен­ции рос­сий­ской транс­пор­тной сис­те­мы с дру­гими пе­ревоз­чи­ками. Кро­ме то­го, бы­ло бы це­лесо­об­разно ог­ра­ничить та­можен­ный конт­роль тран­зитных кон­тей­не­ров про­вер­кой це­лост­нос­ти средств иден­ти­фика­ции и за­пор­но-плом­би­ровоч­ных уст­рой­ств и соз­дать еди­ный ко­ор­ди­наци­он­ный ор­ган, в це­лях сог­ла­со­ван­но­го вза­имо­дей­ствия раз­лич­ных ви­дов транс­пор­та и го­су­дарс­твен­ных конт­ро­ли­ру­ющих ор­га­нов. 

   На­конец, при­нятие за­кона «О тран­зи­те», раз­ра­ботан­но­го Ас­со­ци­ацией рос­сий­ских экс­пе­дито­ров, поз­во­лит сфор­ми­ровать но­вые воз­можнос­ти в час­ти пра­вово­го ре­гули­рова­ния тран­зитных пе­рево­зок и зна­читель­но уси­лить и раз­вить кон­ку­рент­ные пре­иму­щест­ва транс­пор­тной сис­те­мы Рос­сии на ми­ро­вом рын­ке. 

   В ге­нераль­ной схе­ме раз­ви­тия же­лез­но­дорож­но­го транс­пор­та па пе­ри­од до 2020 го­да пре­дус­матри­ва­ет­ся ос­во­ение тран­зитно­го гру­зопо­тока в объ­еме бо­лее 300 тыс. ТЕU, и это не толь­ко пла­ны. Пе­речис­ленные конк­рет­ные ме­роп­ри­ятия по ре­шению этой за­дачи го­ворят о пол­ной уве­рен­ности в дос­ти­жении ука­зан­ных по­каза­телей. В со­чета­нии с дру­гими ви­дами транс­пор­та соз­да­ет­ся мощ­ный тран­зитный по­тен­ци­ал, ко­торый поз­во­ля­ет в бли­жай­шей перс­пек­ти­ве прив­лечь на оте­чест­вен­ный транс­пор­тный комп­лекс тран­зитный гру­зопо­ток в объ­еме бо­лее 1 млн ТЕU. И нет ни­каких сом­не­ний, что Рос­сия в бли­жай­шем бу­дущем ста­нет од­ной из мощ­ных тран­зит­ных дер­жав, обес­пе­чи­ва­ющей ев­ро-ази­атс­кие транс­пор­тно-эко­но­ми­чес­кие свя­зи.


По данным: (~izvestia.ru~)

Все новости >>