Проект «Караван», или Как Россия входит в эпоху беспилотников
По прогнозам экспертов, к 2020 году в мире будет выпущено около 10 млн беспилотных автомобилей. Зарубежные страны уже давно тестируют такие транспортные средства. Чтобы России не отстать от новых технологий, Росавтодор работает над проектом «Караван». Один из главных этапов проекта должен состояться в мае-июне 2018 года, когда запланирован первый заезд беспилотника по российской дороге.
Умные машины или умная инфраструктура
Работа над проектом «Караван» началась весной 2016 года. Этот проект призван подготовить федеральные автодороги России для передвижения беспилотников. В этой работе задействованы не только российские автопроизводители, но и многочисленные исследовательские институты. И пока этот проект является имиджевым, все заинтересованные стороны участвуют в нем за счет своих собственных средств.
«Еще нет четкого определения, каким образом у нас в будущем будет осуществляться проезд автоматизированного транспорта: то ли будет очень умный автомобиль, который с помощью технического зрения сможет полностью распознавать ситуацию и самостоятельно принимать решения, либо часть функций будет передана инфраструктуре, или же инфраструктура будет основополагающей в этом процессе», — отметил в ходе заседании научно-технического совета Росавтодора в рамках VIII выставки-форума «ДорогаЭкспо-2017» замначальника Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения ФДА Василий Кургузов.
Если целиком передать автомобилю все функции по управлению, то такой автомобиль будет крайне дорогостоящим. А если сейчас не начать готовить инфраструктуру для беспилотного транспорта, то его развитие в России будет искусственно сдерживаться. Поэтому отечественные специалисты ведут разработку нескольких групп сценариев движения автоматизированных машин, в каждом случае предъявляются свои требования к развитию интеллектуальной дорожной инфраструктуры.
Сроки и этапы
На первом этапе проекта «Караван», реализация которого уже идет в настоящий момент, для однократного проезда беспилотника будет оснащен участок трассы в Краснодарском крае. Определен перечень технических требований к данному участку, определены ключевые участники проекта. В ближайшее время начнутся работы по оснащению данного участка. «Фактически они уже начаты, потому что готовится рабочая документация, уже определены все детали, что именно нужно будет делать», — отмечает Кургузов.
Проезд по участку должен быть осуществлен в мае-июне 2018 года. Сейчас прорабатываются следующие варианты того, как именно это произойдет:
· Первый вариант — пилотирование, здесь автомобиль будет двигаться по заложенным автопроизводителями алгоритмам за счет собственного технического зрения, без использования инфраструктуры;
· Второй вариант — с помощью цифровой карты автомобильной дороги, которую Росавтодор предоставит автопроизводителю, и она будет загружена в автомобиль;
· Еще один вариант — обмен информацией между автомобилем и инфраструктурой.
Одним из ключевых участников проекта является ФГУП «НАМИ», который ведет работу по беспилотникам с 2012 года, тогда был создан первый беспилотный автомобиль. «Задачка была для нас амбициозная, потому что были сомнения у многих в Правительстве, стоит ли России заниматься данным направлением, смогут ли наши инженеры создать беспилотное транспортное средство, — отмечает заместитель гендиректора по стратегическому развитию ФГУП «НАМИ» Алексей Гогенко. — С задачей этой мы справились, наработки стали использовать дальше».
Был создан полностью автономный беспилотный автомобиль ШАТЛ, в нем уже не было стандартного места для водителя, и он никак не привязывался к инфраструктуре. Совместно с компанией «КАМАЗ» НАМИ разрабатывает автомобиль ШАТЛ 2.0, который и должен будет проехать в мае-июне 2018 года по российской дороге. Это будет автомобиль с пятым уровнем автономности.
«Сегодня беспилотные автомобили существуют за счет таких технологий, как телематика, техническое зрение и система принятия решений. В этом направлении не только у НАМИ, но и других российских компаний есть интересные технические решения, в том числе в системе распознавания. Автопроизводители двигаются в этом направлении, однако работ, которые были бы направлены на тесную взаимосвязь с инфраструктурой, сегодня проводится очень мало. Поэтому на первом этапе мы решили сами заняться созданием имитации движения по дорогам общего пользования. Мы передвинулись с внутриобъектовых площадок и сегодня строим площадку, которая должна имитировать обычное движение автомобиля в городской среде. Создана небольшая площадка на полигоне под Дмитровом, здесь будет имитироваться круговое движение, будет отрабатываться взаимодействие с инфраструктурными системами. Планируем завершить эту работу в декабре 2017 года», — рассказывает Гогенко.
Еще один этап развития — конкурс «Зимняя трасса», в рамках которого должны пройти испытания беспилотных технологий в условиях, приближенных к реальным, в том числе к метеоусловиям, характерным для средней полосы России. Для конкурса будут привлечены российские разработчики, способные проектировать и создавать системы автономного движения. Тестовые заезды должны состояться в марте 2018 года. Третий этап — погрузить в беспилотную систему весь полигон, порядка 110-ти км испытательных дорог. «То, что мы сегодня сделали в масштабах полигона под Дмитровом, это 1/100 часть того, что мы планируем», — отметил Гогенко.
Именно на полигоне ФГУП «НАМИ» должны быть выработаны и апробированы наиболее эффективные технические решения для движения беспилотного транспорта. Впоследствии полигон будет генератором новых решений. Пилотными участками федеральных трасс, оснащенных необходимой инфраструктурой для постоянного проезда беспилотников, в 2019-2020 годах станут участки дорог М-7 «Волга» от Казани до Набережных Челнов и А-181 «Скандинавия» от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией.
Международное сотрудничество
Проект «Караван» носит международный характер, поэтому российские дорожники принимают во внимание мировые тенденции отрасли. В частности, особое взаимодействие налажено с финскими коллегами, которые активно тестируют на территории Лапландии трассу для машин-беспилотников. Взаимодействие с иностранными коллегами важно не только для получения опыта, но и для создания таких условий, при которых пользователи дорог не будут иметь дополнительных сложностей при пересечении границы.
«В рамках сотрудничества стран Баренцева региона на мероприятии в начале октября, где были дорожники из Финляндия, Швеции и Норвегии, одной из тем обсуждения был вопрос о подготовке инфраструктуры дорог к проезду беспилотных автомобилей. Если до сих пор мы не открывали друг другу технических параметров, которые каждая из стран, несомненно, разрабатывает, то на последней встрече мы договорились обменяться стандартами по подготовке инфраструктуры», — сообщил заместитель главы Росавтодора Игорь Астахов.
Также проект «Караван» окажет существенное влияние на переустройство международных логистических цепочек. Одним из целевых показателей проекта, в частности, является увеличение товарооборота между странами. «С одной стороны, мы должны двигаться в фарватере того, чем занимаются наши зарубежные коллеги, но, помимо этого, что касается инфраструктурной части, есть возможность добиться лидирующих позиций, чтобы по данным коридорам могли двигаться грузовые автомобили. Наша страна обладает значительным транзитным потенциалом, благодаря расположению мы можем добиться чего-то нового, чего нет в мире. Эта задача нужна нам больше, чем зарубежным коллегам», — отмечает Василий Кургузов.
Необходимой инфраструктурой планируется оснастить 100% дорог федерального значения, входящих в международные транспортные коридоры для возможности передвижения беспилотных автомобилей. Это более 20 тысяч километров дорог, их оснащение должно завершиться до 2035 года. Перспективным направлением является маршрут Европа – Западный Китай.
Финансирование проекта предполагается не только со стороны госбюджета, но и со стороны частных инвесторов с помощью механизмов ГЧП, также рассматривается возможность финансирования со стороны зарубежных партнеров. «Это позволит им реализовывать свои проекты в области беспилотников. Например, у КНР это проект «Один пояс – один путь», сотрудничество у нас с ними идет, речь идет о том, что, возможно, какие-то отдельные проекты мы будем делать совместно», — говорит Василий Кургузов.
Риски и угрозы
При привлечении к проекту частного бизнеса нельзя не упомянуть о рисках для них. Сейчас нет точных прогнозов о приросте количества беспилотников на дорогах, что не дает рассчитать прибыль от трафика. Также риском является и возможное повышение аварийности на дорогах за счет смешанного использования пилотируемых автомобилей и беспилотников. «Говорить о том, что у нас завтра на дорогах будут одни беспилотные автомобили, нельзя, это не будет так. Достаточно долгий период у нас на дорогах будут находиться и беспилотные автомобили, и пилотируемые», — уверен Кургузов.
При этом разработчики не исключают из движения автомобили, которые пилотируются людьми. «Наша задача — сделать радио видимой всю инфраструктуру, в том числе любые движущиеся по дороге автомобили и пешеходы. Мы данный момент учитываем», — отмечают в Росавтодоре. Тот же мобильный телефон — радио видимая вещь, ее тоже можно использовать для того, чтобы беспилотный автомобиль мог реагировать на присутствие другого автомобиля.
Еще один риск – необходимость изменения законодательства в части распределения ответственности между владельцем автомобиля, автопроизводителем, владельцем инфраструктуры и страховой компанией. По словам Кургузова, в ближайшие месяцы работа в данном направлении уже может начаться. Также разработчики проекта «Караван» уже в следующем году планируют начать работу по стандартизации в области беспилотного транспорта. На зачаточном уровне находится и проработка законодательной базы для появления беспилотных автомобилей на российских дорогах. В частности, однократный демонстрационный проезд беспилотника состоится по закрытой дороге, а не по дороге, где будут двигаться другие автомобили, потому что законодательно пока нет на это права, это белое пятно в законодательстве, отмечает Игорь Астахов.
Также возникает необходимость решения сложных морально-правовых аспектов, поскольку автомобилям в случае неизбежной аварийной ситуации нужно будет принимать решение, чей жизнью пожертвовать. «Безусловно, это не может быть возложено только на разработчиков автомобилей. Решение должно быть принято международным сообществом, и чтобы алгоритмы были заложены в автомобили», — считает Кургузов.
В перспективе необходимо будет заниматься вопросами информатизации, поскольку без программного обеспечения российского производства, которое будет безопасно встроено в инфраструктуру дороги, разработчики не смогут гарантировать безопасность движения беспилотников. При этом необходимо думать не только о безопасности автомобиля, но и инфраструктуры.
«Сейчас практически все автомобили, которые есть на рынке, имеют CAN-шину – это главная магистраль, через которую идут все данные автомобиля от всех блоков. По этой шине можно отследить любую команду к любому блоку, будь то тормозная система или рулевое управление. Помимо самого автомобиля огромную угрозу представляет собой инфраструктура, поскольку возможен перехват осуществления управления машиной по внешней команде, искажение GPS координат, такие устройства уже давно используются, например, в центре Москвы в особо важных случаях», — рассказывает замначальника инжинирингового центра университета «МИФИ» Андрей Стариковский.
Однако решения и разработки по обеспечению безопасности беспилотного движения есть. В частности, в самом автомобиле можно разместить дополнительное устройство, своеобразный firewall для автомобиля, которое позволит выявлять и блокировать несанкционированные воздействия на CAN-шину. На столбах вдоль трасс можно будет установить устройства, контролирующие наличие на дорогах виртуальных базовых станций, которые могут имитировать собой настоящие. Передачу данных от них можно будет не только выявлять, но и предотвращать, что обезопасит автомобиль от получения неверной информации от сотового оператора.
Беспилотники — реальное будущее или далекая перспектива?
В марте 2017 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил о том, что Россия не готова к появлению беспилотников. «Готовы ли мы к тому, что беспилотные автомобили, автобусы выйдут на улицы? Не только с человеческой точки зрения, но хотя бы с нормативной точки зрения? Конечно, не готовы. Нормативных актов нет», — заявил тогда Медведев на расширенной коллегии Министерства промышленности и торговли.
По мнению заместителя главы Росавтодора Игоря Астахова, беспилотные автомобили массово не поедут по российским дорогам в ближайшие три-пять лет. «Ясно, что мы не завтра и не послезавтра на таких (полностью беспилотных — прим. ред.) автомобилях не поедем. Не уверен, что в течение пяти лет такие автомобили выйдут на дороги общего пользования, — заявил на научно-техническом совете ФДА Астахов. — Все алгоритмы, особенно по стрессовым ситуациям, не получится заложить в автомобиль, поэтому на начальных этапах все равно будет сидеть водитель, который сможет не участвовать в движении, но контролировать автомобиль, моментально включиться в управление».
Однако автоматизированные автомобили войдут в обиход значительно раньше. В частности, уже на ЧМ по футболу в 2018 году в России планируется использовать беспилотные автобусы, которые будут перевозить болельщиков и туристов. Такие образцы уже разработаны специалистами «НАМИ» совместно с ПАО «КАМАЗ», а вопросами развития электротранспорта и беспилотников в России уже занимаются на правительственном уровне.
Дарья Кильцова