«КамАЗ» свернул утилизацию из-за покупателей
ОАО "КамАЗ" может вернуться к идее стимулирования продаж в будущем году, когда планируется запуск государственной программы утилизации грузовых автомобилей.
Директор Камского автозавода по маркетингу Ашот Арутюнян сообщил, что за I квартал 2011 года "КамАЗ" занимающий 11-е место в рейтинге мирового производства грузовых автомобилей увеличил продажи на российском рынке на 34% - до 6,7 тыс. грузовиков, поэтому дополнительная стимуляция в виде программы утилизации больше не нужна. "С экономической точки зрения эта идея потеряла смысл", - пояснил он. Арутюнян добавил, что, несмотря на это, предприятие планирует продать с утилизационной скидкой около 30 машин - "для того чтобы отладить эту схему".
"КамАЗ" объявил о запуске собственной утилизационной программы в конце 2010 года. Этот проект предусматривал продажу в 2011 году 3 тыс. грузовиков со скидкой 8-10% в обмен на сданные в утиль машины. Сообщалось, что программа охватит Республику Татарстан, Москву и Санкт-Петербург. Планировалось, что на первом этапе собственной программы в утиль будут приниматься лишь автомобили производства "КамАЗ".
В 2010 году в России было продано 58 658 тяжелых грузовиков, из них 47% были собраны на КАМАЗе. Как сообщал "Гудок", Минпромторг откорректирует параметры программы утилизации грузовиков и автобусов, которая может начаться уже в следующем году.
Единого размера выплат, как это было с легковыми автомобилями, в новой программе не будет. Как ожидается, размер компенсации за старый автомобиль будет зависеть от сегмента: за среднетоннажный автомобиль будет выплачиваться 100 тыс. руб., а за крупнотоннажный - 270 тыс. руб. При утилизации автобуса размер выплаты будет плавающим и составит 30% от стоимости покупаемого нового автобуса. Минимальный возраст автомобиля, подпадающего под действие программы, - 15 лет. Ожидается, что обновление грузового и автобусного парка России продлится около 5 лет и потребует бюджетных вливаний в размере до 30 млрд рублей.
За пять лет действия программы планируется утилизировать около 100 тыс. автомобилей. Сертификат можно будет потратить на покупку грузовика отечественной модели ("КамАЗ", "Урал" и "ГАЗ") или на иномарку, собранную на территории России. В частности, в программу попадёт продукция Scania, Volvo и Mercedes.
Ранее сообщалось, что все грузовые транспортные средства разделят на четыре категории: лёгкие коммерческие авто, малого, среднего и большого класса. Однако две категории Минпромторг решил вычеркнуть. Как рассказали "Гудку" в ведомстве, программа утилизации будет распространяться только на грузовики среднего (6-14 тонн) и большого класса (от 14 тонн).
Как заявили в Минпромторге, тем, кто захочет поменять своего "старичка", государство компенсирует в среднем 15% его стоимости. Программа будет распространяться как на физических, так и на юридических лиц, в отличие от аналогичного проекта по легковушкам, в котором скидками могли воспользоваться только обычные граждане.
По подсчётам ведомства, под условия госпрограммы попадёт примерно 800 тыс. транспортных средств. 400 тыс. из них регулярно проходят техосмотр. Три четверти грузовиков зарегистрированы на физических лиц. Предполагается, что госпрограмма поможет обновить свой парк малому и среднему бизнесу и будет действовать значительно дольше аналогичной акции, проводящейся в отношении легковушек.
Замдиректора агентства "Автостат" Сергей Удалов считает, что правительство приняло правильное решение, выбрав для госпрограммы именно грузовики. "Старых грузовых автомобилей много именно у частных лиц, а автобусами, например, чаще всего владеют юрлица, в том числе муниципалитеты, - пояснил он. - Зачем государству делать программу для самого себя? Пусть лучше помогает людям".
По словам эксперта, программа утилизации будет способствовать обновлению автопарка. Кроме того, она стимулирует развитие рынка отечественных грузовых машин. "Важно, что это не прямое субсидирование российских производителей, но поддержка рынка именно через потребителя, что помогает развитию всей отрасли", - сказал Сергей Удалов. От введения госпрограммы выиграет в первую очередь КАМАЗ, который принимал активное участие в её разработке, говорит эксперт.
С другой стороны, профессор Финансового университета при правительстве Олег Дунаев считает, что налогоплательщики не должны оплачивать программу утилизации грузовиков. "Одно дело - программа по легковым машинам, которую запустили в кризис, и она не только помогла АВТОВАЗу, но и стала очень популярной у населения, а другое дело - грузовики, - полагает он. - Это исключительно поддержка бизнеса. Но пик кризиса уже миновал и должны ли чиновники отдавать миллиарды бюджетных средств на эту программу?".
По словам Олега Дунаева, парк грузовиков действительно нужно обновлять. Но программы ликвидации автохлама должны реализовывать заводы, а не государство. "Пусть они сами принимают автохлам и взамен дают скидки на новые машины, при чём здесь деньги налогоплательщиков?" - удивляется эксперт.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I квартале продажи импортных тяжелых грузовиков выросли на 136% - до 3819 машин. Докризисный уровень продаж пока не достигнут, но рынок выйдет на него уже в следующем году, что гораздо оптимистичнее тех прогнозов, которые делались еще год назад.
По данным: (~gudok.ru~)