Альтернативный Севморпуть
29 августа рефрижератор «Коммунары Николаева» доставил с Дальнего Востока по Севморпути в порт Санкт-Петербург 4,725 тыс. тонн горбуши и кеты. Как рассказали SeaNews в Росрыболовстве, ориентировочно 2 сентября в Петербург должен прибыть второй рефрижератор «Капитан Пряха», на борту которого 4,864 тыс. тонн дальневосточного лосося. Третий транспорт доставит из Петропавловска-Камчатского около 8 тыс. тонн лососевых. Всего в этом году планируется привезти с Камчатки порядка 43 тыс. тонн рыбы. Идея проекта – найти экономически оправданную альтернативу железнодорожным перевозкам.
Экономика доставки складывается из времени и денег. Одна из существенных статей расходов при использовании СМП – это ледоколы. Как отмечает руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, проблема заключается в том, что рыбная продукция в номенклатуре «Атомфлота» не предусмотрена (как сообщал ранее SeaNews, стоимость проводки зависит от типа судна и вида груза). За перевозку тонны рыбы приходится платить 1,040 тыс. руб., а за тонну леса – 118 руб., тонны нефти – 487 руб. По словам А.Крайнего, Росрыболовство провело переговоры по этому вопросу с ФСТ, «Атомфлотом» и Минтрансом. «Уже на обратный путь они должны дать скидку по тарифам, а в следующем году мы рассчитываем снизить тарифы в четыре раза».
Как рассказал SeaNews советник руководителя Росрыболовства, руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов, за доставку арктическим маршрутом 4,725 тыс. тонн лосося на т/х «Коммунары Николаева» судовладелец заплатил 6,138 млн руб. с учетом НДС. Стоимость же перевозки в рефсекции (170 тонн) по железной дороге с Дальнего Востока до центральной части России составляет около 10,6 руб. за килограмм. Если посчитать, то за те же 4,725 тыс. тонн придется отдать около 50 млн руб.
С точки зрения времени доставка в Петербург по Севморпути занимает чуть менее месяца. Достаточно долго, но смотря с чем сравнивать. По железной дороге рыба с Дальнего Востока идет до Санкт-Петербурга около 16-18 дней. В то же время, доставка Южным морским путем в два раза дольше. Таки попытки были – в 2007г. т/х «Капитан Кириченко» с грузом красной рыбы шел в Петербург по длинному пути через Панамский канал 60 суток.
Еще один экономический аспект – наличие обратной загрузки. По информации Росрыболовства, на данный момент для судов, доставляющих рыбу в Петербург, этот вопрос остается открытым. По прогнозам, вернуться на Дальний Восток, пока ледовые условия на СМП это позволяют, суда успевают. Однако идти в балласте невыгодно – по словам А.Крайнего, в балласте по утвержденным тарифам «Атомфлот» берет 1 тыс. руб. за тонну.
Несмотря на наличие нерешенных вопросов, в Росрыболовстве намерены продолжать отправки по СМП и в дальнейшем. В 2012г. планируется доставить этим маршрутом около 100 тыс. тонн. Конечная цель проекта, по словам Т.Митупова, – сделать альтернативный путь доставки рыбы с Дальнего Востока в центральную часть России эффективным и малозатратным. «В отличие от Южного морского пути Северный морской путь короче по расстоянию и по времени доставки. К тому же вместимость одного транспортного рефрижератора сопоставима с сотней рефрижераторных вагонов, что делает перевозку рыбы морским путем экономически более выгодной. Потенциал Севморпути позволяет увеличить объемы перевозок рыбы этим транспортом и создать железнодорожным и автоперевозчикам здоровую конкуренцию».
Справка SeaNews: Как рассказали SeaNews в Центре системы мониторинга рыболовства и связи, который отслеживает передвижения рыболовных судов, рефрижератор «Капитан Пряха» сейчас огибает берега Европы в Северном море. Третье судно, рефрижератор «Берег Надежды» преодолел Берингов пролив и вышел в Чукотское море. Уже прибывший рефрижератор «Коммунары Николаева» обрабатывался в Петербурге в Морском рыбном порту. Основным покупателем первой партии, по информации председателя Совета директоров Преображенской базы тралового флота Сергея Саскина, является московская «Русская рыбная компания». Доставка груза из Петербурга конечному получателю предполагается по железной дороге и автотранспортом.
По данным: (~seanews.ru~)