О системных мерах по развитию транспортного машиностроения в регионах
Неопределенность объемов инвестиционной программы ОАО «РЖД» и зависимость пригородных пассажирских перевозок от региональных субсидий тормозят развитие транспортного машиностроения России.
В рамках IV Международной конференции «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты» Юрий Саакян, Генеральный директор Института проблем естественных монополий, выступил с докладом «О системных мерах по развитию транспортного машиностроения в регионах».
В своем докладе Юрий Саакян сообщил, что в целом по России количество населения, занятого в транспортном машиностроении, составляет 2,24% от всех занятых в промышленности, однако по отдельным регионам этот показатель существенно выше: в Брянской области он составляет 6,9%, в Калужской – 7,25%, в Тверской – 10,38%, в Ростовской – 5, 13%, Свердловской – 5,9%, в Республике Мордовии – 9,7%. Отношение выручки крупнейших предприятий транспортного машиностроения к валовому региональному продукту (ВРП), сформированному в обрабатывающих отраслях составляет в Брянской области – 35,2%, в Тверской – 51%, Ростовской – 11,8%, Свердловской – 5,9%. Однако, как отмечает Юрий Саакян, такое сравнение не является вполне релевантным, и более корректно будет сопоставлять размер добавленной стоимости.
Также Юрий Саакян упомянул, что в 2010 году предприятиями транспортного машиностроения на уплату налогов было направлено 19,7 млрд. рублей, а 21,7 млрд рублей – на выплату заработной платы.
Юрий Саакян выделил три источника заказов для предприятий транспортного машиностроения: инвестиционная программа РЖД, инвестиционные программы дочерних предприятий РЖД в области пассажирских перевозок и рыночная потребность в грузовых вагонах. Упоминая каждый из источников, Юрия Саакян отметил, что на рынке грузовых вагонов наблюдается положительная динамика заказов, однако в области инвестиционных программ РЖД и пассажирских компаний существуют проблемы. По мнению Юрия Саакяна, неопределенность объема инвестпрограммы РЖД на следующие годы и зависимость инвестиционных планов пригородных пассажирских компаний от субсидий из региональных бюджетов тормозят развитие российского транспортного машиностроения.
Среди путей решения существующих проблем Юрий Саакян выделил следующие варианты:
• Поддержка существующих точек роста транспортного машиностроения;
• Консолидация позиции всех заинтересованных регионов по вопросу формирования инвестиционных программ РЖД и ФПК и поддержка заявленной позиции в региональных органах власти, Государственной Думе и Совете Федерации;
• Консолидация позиций по пригородным железнодорожным перевозкам с целью стабилизации их развития и создания возможности обновления подвижного состава.
Свой доклад Юрий Саакян представил в рамках панельной дискуссии «Роль машиностроительного комплекса в развитии регионов России». В дискуссии так же участвовали Валентин Гапанович, старший вице-президент ОАО «РЖД», Ханс-Йорг Грундманн, исполнительный директор подразделения «Мобильность», вице-президент Siemens AG, Анри Пупар-Лафарж, президент “ALSTOM Transport” и Олег Сиенко, генеральный директор ОАО НПК «Уралвагонзавод».
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.
По данным:(Институт проблем естественных монополий)