ГЛОНАСС покрывает весь мир
В ночь на 3 октября с космодрома «Плесецк» стартовала ракета «Союз-2.1Б» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным спутником «ГЛОНАСС-М».
Как сообщает российское космическое агентство, в 00 часов 15 минут по московскому времени площадки космодрома Плесецк боевыми расчетами Космических войск России при участии специалистов ракетно-космической промышленности выполнен успешный пуск ракеты «Союз» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным космическим аппаратом «Глонасс-М».
В соответствии с циклограммой выведения космического аппарата на целевую орбиту в 3 часа 47 минуты по московскому времени космический аппарат «Глонасс-М» штатно отделился от разгонного блока и взят на управление.
Как заявил заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов, с выводом на орбиту спутника серии М Россия впервые восстановила орбитальную группировку системы ГЛОНАСС. Сейчас у нас летают на орбите 28 навигационных спутников, из которых по целевому назначению используются 23. Группировка из 24 аппаратов позволяет принимать сигналы ГЛОНАСС без ограничений по всему миру. ГЛОНАСС с сегодняшнего дня определяет местонахождение объекта на Земле с точностью до 5 метров.
Заместитель директора по стратегии федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности «НИС ГЛОНАСС» Андрей Ионин уточнил, что сигнал российской навигационной спутниковой системы будет доступным для приема по всему миру примерно через месяц, поскольку именно столько времени понадобится для ввода в эксплуатацию запущенного ранее спутника «Глонасс-М».
Завершение орбитальной группировки ГЛОНАСС демонстрирует всему миру серьезность намерений российской стороны, считает Ионин. По его словам, все крупнейшие мировые производители чипсетов с навигационными функциями уже приступили к разработке решений с поддержкой ГЛОНАСС.
Но настоящий перелом в ситуации произойдет после запуска кластера из трех аппаратов «ГЛОНАСС-М», который намечен с космодрома Байконур в ноябре. Там сейчас полным ходом идут испытания и спутников, и ракеты-носителя «Протон-М».
Утром 3 октября на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур авиарейсом из Красноярска был доставлен космический аппарат «Глонасс-М». Это третий спутник, планируемый для кластерного запуска.
После выгрузки контейнер со спутником будет перевезен на площадку 92А-50, на которой предполагается выгрузить спутник из контейнера и установить его в стенд. Здесь уже находятся полностью готовые к пуску и находящиеся в режиме хранения два космических аппарата «Глонасс-М».
На ракете-носителе «Протон-М», проходящей подготовку к запуску, выполняются пневматические испытания. С разгонным блоком «Бриз-М», предназначенным для этого пуска, выполняются электрические испытания.
Запуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и кластером из трех навигационных космических аппаратов «Глонасс-М» намечен на начало ноября.
А новые аппараты «ГЛОНАСС-К», первый из которых был запущен в феврале нынешнего года и сейчас проходит летные испытания, имеют гарантию активной работы уже на 10 лет. Кстати, на «ГЛОНАСС-К» впервые установлен штатный ретранслятор КОСПАС-САРСАТ – международной спутниковой системы поддержки поисково-спасательных операций. За время ее работы с 1982 по 2010 год благодаря спутниковым сигналам с помощью КОСПАС-САРСАТ удалось спасти свыше 30 тысяч человек. А на очереди еще более совершенные космические аппараты - «ГЛОНАСС-КМ».
Перспективы у системы огромные. До 2020 года будет развернут еще ряд группировок от «низколетов», на которых будут располагаться картографические, геодезические и связные спутники, до высокоэллиптических орбит, на которых будут располагаться спутники перспективной системы «Арктика». Ведутся исследования возможностей создания секционной наклонной орбиты, которая повысит точность мониторинга над территорией России до 3-5 см!
Между тем, в соответствии с постановлением правительства с 1 января 2012 года все транспортные средства вместимостью более восьми человек, то есть даже маршрутные такси, обязаны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Использование транспортных средств, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, является грубым нарушением лицензионных требований. Проверки транспорта на наличии российской навигации начнутся с 1 июля 2012 года.
Отсутствие ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на транспорте обойдется административным штрафом в 2,5 тысячи рублей для водителя и 30 тысяч рублей для юридического лица. Пока данная норма распространена на спецтранспорт, который осуществляет перевозку пассажиров. Например, лицензионное такси, общественный транспорт, а также коммерческие перевозчики.
«Введение системы санкций за отсутствие ГЛОНАСС на транспорте - это, по сути, была единственная эффективная мера по ее внедрению», - заявили в Минтрансе. Дело в том, что представители малого бизнеса до этого момента отказывались внедрять в свои авто российскую навигацию из-за дороговизны установки (до 20 тысяч рублей на машину).
По данным:(~gudok.ru~)