Госсредства, вложенные в проекты развития железных дорог, будут возвращены за 15 лет
Государственные средства, вложенные в проекты развития железных дорог, будут возвращены за 15 лет, сообщил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на круглом столе на тему «Привлечение инвестиций в инфраструктуру: поиск практических решений».
«Мы делаем все от нас зависящее в части развития и модернизации железнодорожной инфраструктуры России. Однако, несмотря на предпринимаемые нами усилия, протяженность «узких мест» инфраструктуры составляет около 6 тыс. км, более 7 тыс. искусственных сооружений отнесены к дефектной категории, более 50% объектов энергетической инфраструктуры, сигнализации и автоблокировки требуют модернизации или замены. По уровню средней грузонапряженности на километр пути российские железные дороги делят первое место с китайскими железными дорогами, которые сейчас активно наращивают железнодорожную инфраструктуру», – заявил В. Якунин, добавив, что ситуацию осложняет неэффективная организация работы приватного парка грузовых вагонов.
При сложившейся технологии работы частных операторов по сети ОАО «РЖД» ежедневно курсирует более 100 поездов из порожних приватных вагонов. Значительно увеличилась нагрузка на станции как основной элемент инфраструктуры: они столкнулись с повсеместным увеличением сортировочной работы в связи с необходимостью подбора вагонов конкретных собственников для конкретных грузоотправителей, добавил президент РЖД.
«Эта дополнительная нагрузка на инфраструктуру – цена ухода от принципов работы обезличенным парком универсальных вагонов в условиях увеличения приватного парка», – подчеркнул глава компании.
Он выразил обеспокоенность промедлением в формировании нормативной базы работы рынка оперирования грузовыми вагонами в новых условиях. Соответствующие изменения в отраслевые правила уже более года обсуждаются и до сих пор не приняты. В результате этого испытывают трудности грузоотправители и компания.
Вместе с тем, при существующих объемах финансирования инфраструктуры к 2015 году невывезенными могут остаться около 230 млн. тонн грузов, в том числе более 30 млн. тонн угля, почти 30 млн. тонн нефтяных грузов, 15 млн. тонн руды, 10 млн. тонн черных металлов и 20 млн. тонн готовой продукции. По оценкам компании, невывоз столь существенных объемов грузов приведет к серьезным потерям для экономики России, будет серьезно сокращен потенциал роста доходов консолидированного бюджета страны, а ВВП в 2015 году не будет увеличен на несколько сот миллиардов рублей.
«Мы убеждены, что, несмотря на сегодняшнюю макроэкономическую нестабильность, необходимо без промедления готовить железнодорожную транспортную инфраструктуру для удовлетворения долгосрочного спроса на перевозки. Для снятия инфраструктурных ограничений требуется направить более 400 млрд руб. до 2015 года, в результате вложения которых экономика России получит серьезный мультипликативный эффект», – подчеркнул В. Якунин.
По его словам, в РЖД видят две составляющие в решении проблемы дефицита инвестиций в развитие инфраструктуры – изыскание ресурсов за счет внутренних оптимизационных мер и активная государственная поддержка.
ОАО «РЖД» в рамках реализации программы структурной реформы активно работает над снижением издержек. Так, темп роста зарплаты в компании не превышает роста производительности труда, активно привлекаются заемные средства, в том числе на уникальных для российских предприятий условиях. Доходы от продажи пакетов акций дочерних компаний в этом году могут превысить 150 млрд. рублей, однако значительная часть этой суммы приходится на реализацию пакета акций ОАО «ПГК». Говорить о данном источнике финансирования как постоянном в 2012 году и далее нельзя.
Поэтому для решения вопроса привлечения финансирования необходима активная государственная поддержка.
По словам президента РЖД, ключевым источником целевого финансирования инфраструктурных проектов железнодорожного транспорта может стать выпуск государственных инфраструктурных облигаций. Имеются ввиду заемные средства, привлекаемые РФ, в форме облигаций или через другие инструменты, которые могут быть в дальнейшем внесены в уставный капитал ОАО «РЖД» и направлены на финансирование целевых инфраструктурных проектов, что позволяет говорить об этой схеме как целевом финансировании инфраструктурных проектов.
«Расчеты компании показывают, что поступления в федеральный бюджет от проектов развития железнодорожной инфраструктуры обеспечат возврат в бюджет вложенных в уставной капитал ОАО «РЖД» средств за 15 лет», - сказал В. Якунин.
В целях оптимизации нагрузки на государственный бюджет привлеченные РФ средства на внешнем рынке могут быть предоставлены РЖД не в виде взноса в уставный капитал, а, например, в виде долгосрочного займа по льготной ставке. Подобная схема потребует дополнительной проработки с законодательной точки зрения.
В. Якунин также подчеркнул необходимость последовательного совершенствования тарифной политики в области грузовых перевозок. Тарифные условия РЖД необходимо сформировать таким образом, чтобы сохранить баланс интересов государства, грузоотправителей и ОАО «РЖД» в целях обеспечения как необходимых темпов роста экономики, так и эффективного функционирования железных дорог. При этом в тарифы необходимо ввести инвестиционную составляющую, повысить долгосрочную предсказуемость тарифов.
Также, по его мнению, необходимо вернуться к вопросу государственных инвестиций в развитие инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы. Такая практика активно применяется развитыми и развивающимися странами мира. В среднем в мире более 30 % финансовых поступлений железных дорог составляют средства государства.
«Отсутствие системных решений в области восполнения дефицита инфраструктурных капитальных вложений, недофинансирование базовой транспортной инфраструктуры может нанести серьезный экономический ущерб интересам Российской Федерации, ее промышленности, транспортному комплексу, а объем потерь для бюджетной системы будет кратно превышать требуемый объем финансовых вложений», – резюмировал президент ОАО «РЖД».
По данным:(~rzd-partner.ru~)