Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Нужен ли GPS мониторинг транспорта?
Да, поставил или поставлю
Нет, сам за собой следить не буду
Заставят, поставлю
Что это?


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Грузовая независимость

17.10.2011, Экономика

Груз-инфо, gruz-info, Логистика, грузоперевозки, автопром, порты, контейнеры, доставка, перевозки, экспедирование, страхование грузов, шиномонтаж, складские помещения, склады, бензин, нефть, таможня, таможенный союз,  международные грузоперевозки, поставк

   Для уве­личе­ния объ­емов пе­ревал­ки рос­сий­ских гру­зов в оте­чест­вен­ных пор­тах го­сударс­тву сле­ду­ет ак­тивнее вкла­дывать­ся в раз­ви­тие при­пор­то­вой инф­рас­трук­ту­ры и со­вер­шенс­тво­вать та­можен­ные и пог­ра­нич­ные про­це­ду­ры

   При раз­де­ле морс­ко­го транс­пор­та меж­ду быв­ши­ми со­юз­ны­ми рес­публи­ками Рос­сия по­лучи­ла при­мер­но по­лови­ну про­из­водс­твен­ных мощ­ностей морс­ко­го транс­пор­та Со­ветс­ко­го Со­юза. Это не со­от­ветс­тво­вало пот­ребнос­тям РФ, при­мер­но по­лови­на гру­зов шла че­рез Ук­ра­ину, Лит­ву, Лат­вию, Эс­то­нию и Фин­ляндию, от­че­го стра­на ока­залась в транс­пор­тной, а ста­ло быть, и эко­номи­чес­кой за­виси­мос­ти от соп­ре­дель­ных го­сударств. Наз­ре­ла не­об­хо­димость из­ме­нить си­ту­ацию и на­ращи­вать объ­емы стро­итель­ства но­вых пор­то­вых мощ­нос­тей, и Рос­сия ста­ла ак­тив­но за­ни­мать­ся раз­ре­ше­ни­ем этой си­ту­ации.


    По дан­ным за­мес­ти­теля ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра «Со­юз­морни­ип­ро­ек­та» Все­воло­да Лер­не­ра, с 2000-го по 2010 год в экс­плу­ата­цию вве­дены пе­рег­ру­зоч­ные комп­лек­сы морс­ких пор­тов мощ­ностью 290 млн тонн в год. Как следс­твие, за этот пе­ри­од объ­емы рос­сий­ских вод­ных экс­пор­тно-им­порт­ных пе­рево­зок воз­росли со 170 до 489,5 млн тонн. При­чем боль­шая часть гру­зов, чуть бо­лее 80%, пе­рева­лива­ет­ся че­рез оте­чест­вен­ные пор­ты. Од­на­ко из-за нех­ватки собс­твен­ных пор­то­вых мощ­ностей и вследс­твие бю­рок­ра­тичес­ких осо­бен­ностей та­можен­ных и пог­ра­нич­ных про­цедур та­кие важ­ные в экс­пор­те ви­ды гру­зов, как уголь, ми­нераль­ные удоб­ре­ния и неф­тепро­дук­ты, по-преж­не­му в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни отг­ру­жа­ют­ся в пор­тах соп­ре­дель­ных го­су­дарств.


   Нап­ри­мер, слож­ная ле­довая обс­та­нов­ка, проб­ле­мы с про­вод­кой су­дов к рос­сий­ским пор­там Финс­ко­го за­лива зи­мой и вес­ной те­куще­го го­да в со­чета­нии с та­можен­ны­ми и пог­ра­нич­ны­ми кол­ли­зи­ями при­вели к рос­ту до­ли объ­емов пе­ревал­ки оте­чест­вен­ных внеш­не­тор­го­вых гру­зов в иност­ран­ных пор­тах с 17,6% за пер­вое по­луго­дие 2010 го­да до 18,2% по ито­гам ана­ло­гич­но­го пе­ри­ода 2011-го.


   В прин­ци­пе, го­сударс­тво мо­жет от­но­ситель­но опе­ратив­но ре­шить ряд ост­рых мо­мен­тов и на­ладить чет­кую ра­боту. В част­нос­ти, к предс­то­ящей зим­ней на­вига­ции в Финс­ком за­ливе пла­ниру­ет­ся уве­личить ко­личест­во су­дов, про­водя­щих ка­рава­ны, ужес­то­чить тре­бова­ния к су­дам ле­дово­го клас­са, ор­га­низо­вать сог­ла­сован­ную ра­боту атом­но­го и ди­зель­ных ле­доко­лов для про­вод­ки к рос­сий­ским тер­ми­налам на Бал­ти­ке. Так­же при же­лании и по­лити­чес­кой во­ле го­сударс­тво мо­жет прист­ру­нить склон­ные к «но­ва­ци­ям» та­мо­жен­ные и пог­ра­нич­ные служ­бы.


   При­цель­ные мощ­ности


   Од­на­ко по­мимо опе­ратив­ных за­дач есть пот­ребность в даль­ней­шем на­ращи­вании про­из­водс­твен­ной мощ­ности пор­тов и их мо­дер­ни­зации. По­нят­но, что это пот­ре­бу­ет серь­ез­ных де­неж­ных вли­ваний со сто­роны как го­сударс­тва, так и част­ных ин­весто­ров, а так­же вре­мени (за год порт не пост­ро­ишь). Для эф­фектив­но­го расп­ре­деле­ния гру­зовой ба­зы, бюд­жетных и част­ных средств «Рос­морпорт» раз­ра­ботал Стра­тегию раз­ви­тия пор­то­вой инф­рас­трук­ту­ры РФ до 2030 го­да, ко­торая в нас­то­ящее вре­мя про­ходит сог­ла­сова­ния в от­расле­вых ми­нис­терс­твах. По ин­форма­ции ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра «Рос­морпор­та» Анд­рея Лав­ри­щева, в раз­личных сце­нари­ях объ­ем гру­зопе­ревал­ки в 2030 го­ду оце­нива­ет­ся в 80 млн – 1,3 млрд тонн. При этом пла­ниру­ет­ся, что 20% гру­зо­обо­рота, тя­готе­юще­го к Се­веро-За­пад­но­му и Юж­но­му бас­сей­нам, ко­то­рый об­ра­ба­ты­ва­ет­ся в пор­тах Бал­тии, Скан­ди­на­вии и Ук­ра­ины, бу­дет пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­но на оте­чест­вен­ные пор­ты.


   В 2030 го­ду Се­веро-За­пад­ный бас­сейн ста­нет ос­новны­ми морс­ки­ми во­рота­ми для экс­пор­та уг­ле­водо­родов и ми­нераль­ных удоб­ре­ний, а так­же круп­ней­шим рос­сий­ским морс­ким бас­сей­ном по обо­роту реф­ри­жера­тор­ных и кон­тей­нер­ных гру­зов. «Для обес­пе­чения дос­та­точ­ности мощ­ностей к 2030 го­ду на Се­веро-За­пад­ном нап­равле­нии не­об­хо­димо ре­али­зовать ряд про­ек­тов. В част­нос­ти, ре­конс­тру­иро­вать морс­кой порт Вы­соцк и же­лез­но­дорож­ные под­хо­ды к пор­там При­морск и Вы­соцк. Кро­ме то­го, пред­по­лага­ет­ся стро­итель­ство тер­ми­налов для на­лив­ных, су­хих и кон­тей­нер­ных гру­зов в Боль­шом пор­ту Санкт-Пе­тер­бурга, аван­портах Пе­тер­бурга и в морс­ком пор­ту Усть-Лу­га», – расс­ка­зыва­ет Лав­ри­щев. До­кумент еще не ут­верж­ден, по­это­му по­ка не­из­вест­но, ка­кие средс­тва вы­делит на эти це­ли фе­дераль­ный бюд­жет. Од­на­ко уже се­год­ня го­сударс­тво обоз­на­чило фор­му­лу ре­али­зации та­ких про­ек­тов: в 2030 го­ду на каж­дый вло­жен­ный бюд­жет­ный рубль долж­но при­хо­дить­ся не ме­нее 10 руб­лей из част­ных ис­точ­ни­ков.


   Но­вые ори­ен­ти­ры


   Из-за не­раз­ви­той инф­рас­трук­ту­ры ре­али­зовать в Рос­сии про­ек­ты по воз­ве­дению пор­то­вых мощ­ностей не­воз­можно без под­держ­ки го­сударс­тва. В этом смыс­ле по­каза­тель­на ис­то­рия соз­да­ния морс­ко­го пор­та в Усть-Лу­ге. На­пом­ним, что еще в се­реди­не 1990-х го­дов част­ный ин­вестор объ­явил о на­чале стро­итель­ства, тог­да же на­чались за­бив­ка шпун­та и воз­ве­дение при­чаль­ных сте­нок бу­дуще­го пор­та, от­сыпка тер­ри­тории, од­на за дру­гой про­ходи­ли тор­жест­вен­ные це­ре­мо­нии по зак­лад­ке тер­ми­на­лов – уголь­но­го, ме­тал­ли­чес­ко­го.


    Но го­сударс­тво не спе­шило ре­шать зе­мель­ные воп­ро­сы, прис­ту­пать к стро­итель­ству под­ходно­го ка­нала к пор­ту, же­лез­ной и ав­то­дорог. Как следс­твие, про­ект пе­решел в вя­лоте­кущую ста­дию и уже ка­зал­ся ми­фичес­ким. Од­на­ко в на­чале 2000-х го­дов, со сме­ной собс­твен­ни­ков морс­ко­го дол­гост­роя, фе­дераль­ные ве­домс­тва об­ра­тили на про­ект вни­мание, в ито­ге на се­год­няшний день морс­кой порт Усть-Лу­га стал на­ибо­лее ди­на­мич­но рас­ту­щим пор­том Бал­ти­ки.


   За пер­вое по­луго­дие 2011 го­да объ­ем пе­ревал­ки гру­зов сти­видор­ны­ми ком­па­ни­ями пор­та воз­рос по от­но­шению к ана­логич­но­му пе­ри­оду прош­ло­го го­да на 55,8%, до 8,9 млн тонн. И по ме­ре вво­да но­вых мощ­ностей по­доб­ные тем­пы сох­ра­нят­ся. К при­меру, в ян­ва­ре те­куще­го го­да на­чалась экс­плу­ата­ция неф­тепро­дук­то­вого тер­ми­нала ком­па­нии «Рос­нефте­бун­кер», за­вер­ша­ют­ся ра­боты по соз­да­нию пер­вой оче­реди тру­боп­ро­вода «БТС-2», расс­чи­тан­ной на про­кач­ку 38 млн тонн неф­ти (в перс­пек­ти­ве – до 50 млн тонн). Та­ким об­ра­зом, по ме­ре вво­да тер­ми­налов в Усть-Лу­ге тран­зит неф­ти, уг­ля и хи­ми­ка­тов че­рез пор­ты стран Бал­тии бу­дет сок­ра­щать­ся.


    В пос­ледние го­ды от­ме­ча­ет­ся и по­выше­ние спро­са на пе­ревал­ку кон­тей­нер­ных гру­зов. Что­бы не пов­то­рять ошиб­ки прош­лых лет, рос­сий­ский биз­нес так­же ак­тивно вклю­чил­ся в рас­ши­рение воз­можнос­тей су­щест­ву­ющих и стро­итель­ство но­вых кон­тей­нер­ных тер­ми­налов. На­ци­ональ­ная кон­тей­нер­ная ком­па­ния (НКК) пла­ниру­ет в но­яб­ре ны­неш­не­го го­да прис­ту­пить к экс­плу­ата­ции пер­вой оче­реди Усть-Лужс­ко­го кон­тей­нер­но­го тер­ми­нала мощ­ностью до 440 тыс. TEU в год (при пол­ном раз­ви­тии – 2,85 млн TEU). По мне­нию экс­пер­тов, пер­вое вре­мя тер­ми­нал бу­дет об­ра­баты­вать тот гру­зопо­ток, ко­торый не по си­лам Пер­во­му кон­тей­нер­но­му тер­ми­налу (так­же при­над­ле­жащий НКК), рас­по­ложен­но­му в пе­тер­бург­ском пор­ту, но в перс­пек­ти­ве эти но­вые мощ­нос­ти – серь­ез­ная за­яв­ка для пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­ния кон­тей­нер­ных гру­зов из пор­тов Фин­лян­дии и стран Бал­тии.


   Рас­ши­рить ок­но в Ев­ро­пу


   Уси­лить по­зиции Рос­сии по на­ращи­ванию кон­тей­нер­ных мощ­ностей в этом ре­ги­оне пла­ниру­ет­ся и за счет раз­ви­тия Боль­шо­го пор­та Санкт-Пе­тер­бург – од­но­го из круп­ней­ших морс­ких пор­тов стра­ны, обес­пе­чива­ющих пе­ревал­ку при­мер­но 11% морс­ко­го экс­пор­та и бо­лее 50% им­порт­ных гру­зов, ко­торый дав­но ра­бо­та­ет на пре­де­ле воз­мож­нос­тей.


   Но это неп­ростая за­дача, ес­ли учесть, что боль­шая часть пор­та рас­по­ложе­на в ис­то­ричес­кой час­ти Се­вер­ной сто­лицы и за­жата го­родс­ки­ми квар­та­лами. «В этом рай­оне пор­то­вые мощ­ности раз­ви­вать тя­жело. Их на­до час­тично от­ту­да вы­водить, а час­тично – пе­реп­ро­фили­ровать под на­ибо­лее тех­но­логич­ные в об­ра­бот­ке, до­рогие и эко­логи­чес­ки бе­зопас­ные гру­зы, – счи­та­ет пред­се­датель со­вета ди­рек­то­ров ком­па­нии „Дорн“ Анд­рей Кар­пов. – Кро­ме то­го, пи­терс­кий порт мо­жет и дол­жен эф­фектив­но раз­ви­вать­ся за счет аван­портов, и тер­ри­тории под та­кие про­ек­ты есть. Нап­ри­мер, мно­гофунк­ци­ональ­ный морс­кой пе­рег­ру­зоч­ный комп­лекс в рай­оне же­лез­но­дорож­ной стан­ции Брон­ка, где пла­ниру­ет­ся воз­вести кон­тей­нер­ный тер­ми­нал и тер­ми­нал для гру­зов ро-ро». По­нят­но, что раз­ви­тие Боль­шо­го пор­та Санкт-Пе­тер­бург долж­но про­дол­жать­ся, что­бы мак­си­маль­но ис­поль­зо­вать его вы­год­ное ге­опо­ли­ти­чес­кое и ге­ог­ра­фи­чес­кое по­ло­же­ние.


   Ле­том 2011 го­да близ го­рода Ло­моно­сова на­чалось стро­итель­ство мно­гофунк­ци­ональ­но­го морс­ко­го пе­рег­ру­зоч­но­го комп­лек­са (ММПК) «Брон­ка». Это ста­ло но­вым эта­пом раз­ви­тия пе­тер­бург­ско­го пор­та. По рас­че­там ини­ци­ато­ра про­ек­та ком­па­нии «Фе­никс» (до­чер­няя струк­ту­ра хол­динга «Фо­рум»), пер­вое морс­кое суд­но ММПК при­мет во вто­ром по­луго­дии 2014 го­да. К это­му мо­мен­ту на вы­делен­ном участ­ке бе­рега (45 га) и на­мыв­ной тер­ри­тории (85 га) ин­вестор пла­ниру­ет воз­вести кон­тей­нер­ный тер­ми­нал мощ­ностью 1,45 млн TEU в год и тер­ми­нал на­кат­ных гру­зов на 260 тыс. еди­ниц тех­ни­ки в год.


   Меж­ду тем кон­тей­нер­ный гру­зо­обо­рот пос­то­ян­но уве­личи­ва­ет­ся: да­же в кри­зис­ные 2008-2009 го­ды его при­рост сос­тавлял по­ряд­ка 30%, в 2010-м – бо­лее 40%. «Ес­ли име­ющиеся пор­то­вые мощ­ности бу­дут пе­реп­ро­фили­рова­ны и до­пол­не­ны мощ­ностя­ми в аван­портах, то Боль­шой порт Санкт-Пе­тер­бург на­дол­го сох­ра­нит ста­тус са­мого круп­но­го кон­тей­нер­но­го пор­та на Бал­ти­ке. Мощ­ностей бу­дет дос­та­точ­но для ус­пешной кон­ку­рен­ции с за­рубеж­ны­ми пор­та­ми и об­ра­бот­ки всех кон­тей­не­ров, ко­то­рые в прин­ци­пе мо­гут быть пе­ре­ва­ле­ны че­рез ре­ги­он», – раз­мыш­ля­ет Кар­пов.


   Па­рал­лель­но «Рос­морпорт» на средс­тва фе­дераль­но­го бюд­же­та ко вто­рой по­лови­не 2014 го­да дол­жен за­вер­шить пер­вую оче­редь стро­итель­ства морс­ко­го под­ходно­го ка­нала и ма­нев­ро­вой ак­ва­тории. Об­щий объ­ем ин­вести­ций в соз­да­ние ММПК – 43,7 млрд руб­лей част­ных вло­жений и 15,9 млрд из фе­дераль­но­го бюд­же­та. Мак­си­маль­ная бли­зость к коль­це­вой ав­то­доро­ге, фе­дераль­ной трас­се A120 и же­лез­но­дорож­ной стан­ции де­ла­ет аван­порт (юри­дичес­ки Брон­ка – рай­он Боль­шо­го пор­та Санкт-Пе­тер­бург) уни­каль­ным с точ­ки зре­ния ло­гис­ти­ки.


   Не слу­чай­но в на­чале 1990-х го­дов порт Брон­ка расс­мат­ри­вал­ся как аль­тер­на­тива пор­ту Усть-Лу­га. Од­на­ко тог­да на фе­дераль­ном уров­не от­сутс­тво­вала комп­лек­сная стра­тегия раз­ви­тия и го­сударс­тво под­держи­вало то один, то дру­гой ло­каль­ный про­ект вне кон­текс­та их ро­ли в от­расли в це­лом. Та­ким об­ра­зом оно спро­воци­рова­ло кон­ку­рен­цию меж­ду эти­ми пор­та­ми, при том что со­пер­ни­чать они долж­ны с при­бал­тий­ски­ми стра­нами и Фин­лянди­ей. Се­год­ня же про­ек­ты на­ходят­ся на ста­дии ак­тивной ре­али­зации, что оп­равда­но стра­теги­чес­кой за­дачей – уве­личить объ­емы пе­ревал­ки оте­чест­вен­ных гру­зов в сво­их же пор­тах и прив­ле­кать тран­зитные гру­зы. Ко­неч­но, что­бы оте­чест­вен­ные сти­видо­ры мог­ли дос­той­но кон­ку­риро­вать с за­рубеж­ны­ми пор­та­ми, по­мимо на­личия тер­ми­наль­ных мощ­ностей не­об­хо­димо ак­тив­ное учас­тие го­су­дарс­тва в раз­ви­тии при­пор­то­вой инф­рас­трук­ту­ры и уп­ро­ще­нии та­мо­жен­ных и пог­ра­нич­ных про­це­дур.


   К сло­ву, стра­ны-кон­ку­рен­ты при­лага­ют серь­ез­ные и впол­не ус­пешные уси­лия к прив­ле­чению кон­тей­нер­ных гру­зов. За пер­вое по­луго­дие со­вокуп­ная пе­ревал­ка кон­тей­не­ров че­рез пор­ты При­бал­ти­ки воз­росла на 34% по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­ри­одом пре­дыду­щего го­да, пре­высив 444 тыс. TEU, при­водит ста­тис­ти­чес­кие дан­ные ИП «РЖД-парт­нер». Осо­бо вы­сокие тем­пы рос­та про­демонс­три­рова­ла Клай­пе­да – 49,3%, до 210,604 тыс. TEU. Близ­кие по­каза­тели у Ри­ги и Тал­ли­на – 22,8 и 22,5% со­от­ветс­твен­но. При этом Тал­лин по объ­емам обог­нал Ри­гу на 50 тыс. TEU, пе­рева­лив 141,732 тыс. TEU (итог лат­вий­ско­го пор­та – 92,165 тыс. TEU). Та­ким об­ра­зом, в сег­менте кон­тей­нер­ных гру­зопе­рево­зок на­чина­ет­ся но­вый, бо­лее жест­кий этап кон­ку­рент­ной борь­бы, в ко­то­ром го­то­вят­ся участ­во­вать и рос­сий­ские пор­ты.


По данным:(~Expert.ru~)

Все новости >>