Секрет дорогого бензина раскрыт экспертами ФАС
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин объяснил, почему так стремительно дорожает бензин на АЗС во всех регионах. По словам высокопоставленного чиновника, розничная стоимость бензина складывается из затрат, которые несут компании при производстве топлива, налогов, прибыли и также зависит от конъюнктуры мировых цен.
При этом Анатолий Голомолзин пояснил, что доля налогов в стоимости одного литра бензина составляет 55-60%. «Оставшиеся проценты - это затраты и прибыль компаний. Какой может быть прибыль, зависит, в том числе, и от конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках. Также зависит от того, устанавливает ли компания монопольно высокие цены, дискриминационные цены по отношению к другим участникам рынка. Мы заставляем нефтяные компании отказываться от этой части незаконно полученного дохода», - сказал Анатолий Голомолзин. Он также сообщил, что по результатам дел, которые возбуждало антимонопольное ведомство, нефтяные компании были оштрафованы на 15 млрд рублей.
Однако уже давно замечено: цены на бензин в России растут не только при повышении фьючерсов на мировых рынках, но и при их снижении. Как объяснить этот парадокс? «Это один из признаков нарушения, который был зафиксирован нами в рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Мы говорим, что если цены снижаются на внешнем рынке, они должны снижаться и на внутреннем. Причем без той задержки, которая сейчас имеется, примерно полтора-два месяца. Только после этого наши компании начинают снижать цены. А когда цены растут, они это делают одновременно, и еще, может быть, с темпом, большим, чем на внешних рынках. Такого рода действия являются незаконными», - заявил представитель Федеральной антимонопольной службы.
В ведомстве также отметили, что в 2012 году повышение цен на бензин неизбежно. «Из тех параметров, которые влияют на цену, в первую очередь, это налоги. Есть некие ожидания, связанные с акцизами. Такие решения уже приняты. Акцизы возрастают с начала следующего года. Затем они будут меняться и через год. Но в конечном итоге, когда мы выйдем уже на производство высококачественного топлива, там вновь акцизы снизятся», - подчеркнул Голомолзин.
Ранее аналитики прогнозировали, что уже предстоящей весной бензин в России может стать не по карману большинству автомобилистов. По мнению экспертов, новый кризис на топливном рынке, результатом которого станет колоссальное подорожание бензина, на сегодняшний день просто неизбежен.
Эксперты заявляют, что психологически важная отметка в 30 рублей за литр будет успешно преодолена. По мнению аналитика ИФД «Капитал» Виталия Крюкова, если нефтяники будут до марта искусственно сдерживать цены, то затем «это выльется в скачок на 20-30%».Причин для существенного скачка цен сразу две, отмечают эксперты. Первая – искусственное регулирование розничных расценок на топливо. Вторая причина – очередное повышение акцизов. Это означает, что литр топлива может подорожать с сегодняшних 30 руб. за литр до 36-38 руб.
При этом не исключено, что цены на качественный бензин европейских стандартов, поднимутся до 50 руб. за литр и выше. Не исключается также, что высокооктановое топливо (Аи-98) и дизельное топливо могут вырасти в цене еще выше.
В то же время в Москве бензин Аи-95 за последние несколько дней в среднем подешевел на 30–50 копеек, в области — до 60 копеек. Заместитель исполнительного вице-президента по переработке и торговле ТНК-BP Амир Фейзулин заявил, что снижение цен на бензин связано с падением стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке. «Оно обусловлено понижением крупнооптовых цен, индикатором которых для нас является биржевая торговля. Цены пошли на сдерживание, и мы опустили розничные цены вслед. Это стандартная зимняя история. Всегда зимой спрос немного падает, возникает переизбыток бензина, и цены подспускаются. Для весны обычна обратная тенденция», - пояснил Амир Фейзулин.
С начала 2011 года бензин, по официальным данным, стал дороже на 14-15%. «Наши нефтяные компании долгое время продавали российскому потребителю товар на 20% дороже, чем должны были продавать. Сейчас этого уже нет. Можно спорить по поводу цен, но наши высокие цены обусловлены мировой конъюнктурой, прежде всего. На рынках очень высокие цены на нефтепродукты», - заявил глава ФАС Игорь Артемьев.
При этом Игорь Артемьев подчеркнул, что благодаря мерам антимонопольного регулирования, в России на сегодняшний день цены на бензин находятся на уровне США, в 1,5-2 раза ниже, чем в Европе, и из стран СНГ уступают только ценам в Казахстане. «Они конечно высокие, но стоимость на мировых биржах, войны на Ближнем Востоке и арабские революции создают дефицитность сегодня по всему миру», - уточнил глава службы. Он также предостерег от искусственного снижения цен на бензин: «Сделать эту цену ниже означает, что мы можем получить сухие бензоколонки и создать искусственный дефицит».
По данным:(~gudok.ru~)