Татарстанская таможня руководствуется интересами государства и учитывает мнение бизнеса
Татарстанская таможня завершила анкетирование участников внешнеэкономической деятельности в зоне своей ответственности, сообщили в Пресс-службе ПТУ.
Опрос мнения бизнеса проводится здесь с завидной регулярностью, но результаты исследования первого квартала текущего года руководство таможни ожидало с некоторым нетерпением. Это связано, прежде всего, с проведенным в 2011 году комплексом мероприятий по изменению месторасположения и по оптимизации структуры трех таможенных постов: Казанского, Нижнекамского и Набережночелнинского. Существовавшая здесь инфраструктура не соответствовала требованиям Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ и не могла обеспечить качественный таможенный контроль внешнеторговых операций в регионе деятельности данных постов. В частности, изменение места дислокации Казанского таможенного поста продиктовано самим временем: в связи со значительной активизацией внешнеторгового оборота остро назрела необходимость вывода таможенных структур за пределы городской черты. Это связано и со снижением транспортной нагрузки на автомагистрали столицы Татарстана, и с улучшением экологической обстановки в городе в целом. А изменения в самой структуре Казанского поста были нацелены, в конечном итоге, на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, снижение непроизводительных издержек участников ВЭД. Для этого подразделения фактического контроля поста разместили в местах концентрации грузов: автомобильного – в логопарке «Биек Тау», железнодорожного – на станции Лагерная. Личный состав подразделений таможенного контроля сконцентрировали в одном месте с учетом их специализации (досмотр, закрытие процедуры таможенного транзита либо документальный таможенный контроль) и организовали 12-часовой режим работы, включая выходные и праздничные дни. Оптимизация стала возможна за счет применения технологии электронного декларирования. И сегодня это позволяет осуществлять проверку электронной декларации в одном месте, а фактический контроль (завершение транзита, досмотр и выпуск) – в другом. Необходимость нахождения подразделений документального контроля в местах доставки грузов перестала быть актуальной. О том, как эти нововведения отразились на качестве работы можно судить по результатам опроса, проведенного Татарстанской таможней в конце первого квартала текущего года.
Около 94 % участников ВЭД, совершающих таможенные операции на Казанском таможенном посту, оценили работу его должностных лиц на «положительно» и «скорее положительно». 6 % откровенно высказали неудовлетворение работой поста. Среди них таможенные представители и участники ВЭД, работающие с таможенными органами через таможенного представителя.
Респондентам также было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с негативными явлениями в работе должностных лиц поста. Удобство графика работы Казанского таможенного поста оценили 75% опрошенных, остальных он не устраивает в большей или меньшей степени. 75% считают, что затягивания сроков совершения таможенных операций со стороны должностных лиц таможенного поста практически не бывает. 69% респондентов согласны с тем, что таможенники соблюдают нормы этики и корректности, 65 % считают, что неправомерных требований дополнительных документов и сведений не бывает и 94% ответили, что со стороны таможенников нет намеков (ни прямых, ни косвенных) на необходимость дополнительной оплаты услуг. У 60% опрошенных никогда не возникали конфликтные ситуации с должностными лицами, а у 40% опрошенных они возникали, но крайне редко.
Ответы участников ВЭД, совершающих таможенные операции на Набрежночелнинском и Нижнекамском таможенных постах (данные структуры также претерпели преобразования в 2011 году) оказались значительно оптимистичнее. Бизнес Закамья удовлетворен деятельностью таможенников на все 100%. Набережночелнинский таможенный пост оценили на «положительно» 85,7% респондентов и «скорее положительно» 14,3%. Нижнекамский – «положительно» - 80% опрошенных и «скорее положительно» - 20%. В принципе, данные результаты по закамскому региону ожидаемы, так как уже в 4-ом квартале прошлого года изменение таможенной структуры в автограде положительно отразилось на продолжительности проведения таможенных операций. Разграничив функции подразделений на фактический и документальный контроль, и перераспределив штатную численность подразделений, уже в октябре прошлого года удалось сократить среднее время выпуска одной декларации на товары почти в 2 раза. Среднее время выпуска одной декларации на товары на Набережночелнинском таможенном посту сократилось с 6 часов в 3 квартале 2011 до 3 часов в четвертом. Доля импортных деклараций на товары, выпущенных в день регистрации, возросла с 39 % в 3 квартале 2011, до 82 % в 4 квартале 2011.
На Нижнекамском таможенном посту в 4 квартале прошлого года среднее время выпуска одной декларации на товары сокращено с 2,3 часа в 3 квартале 2011, до 1,9 часа в четвертом. Доля импортных деклараций, выпущенных в день регистрации, возросла с 84 % в 3 квартале 2011, до 89 % в 4 квартале.
Результаты проведенного исследования позволяют делать выводы, что Татарстанская таможня движется в правильном направление. Ее руководитель, генерал-майор таможенной службы Альберт Мавликов, считает, что на сегодня бизнесу необходимо активнее использовать в работе новейшие информационные технологии, в частности, удаленный выпуск. Это позволит участнику ВЭД, подав таможенную декларацию в регионе деятельности Татарстанской таможни, осуществить фактический таможенный контроль (таможенный досмотр, завершение процедуры таможенного транзита и выпуск товара) в любом другом удобном для него регионе России. Применение удаленного выпуска, внедрение передовых интернет-технологий, полномасштабное функционирование института уполномоченного экономического оператора, расширение «зеленого сектора» для автопроизводителей и промышленных предприятий позволят снизить таможенные риски и значительно сократить продолжительность проведения таможенных операций. Все это, в свою очередь, приведет к сокращению непроизводительных издержек участников внешнеэкономической деятельности, следствием чего станет дальнейший рост удовлетворенности бизнеса профессиональной деятельностью таможенных органов.
По данным:(~customs.ru~)