Водителям предложат платить за грязный воздух
Инициатива разработана в Министерстве промышленности и торговли. Как сообщил заместитель главы ведомства Алексей Рахманов, кроме замены одного налога на другой, также предлагается установить предельный срок службы для грузовиков, автобусов и коммерческого транспорта.
Пока озвучены предварительные цифры – грузовику позволят трудиться около 15 лет, всем остальным – 20 лет. Среди прочих предложений прорабатывается идея замены устаревшего транспорта на новый, выпущенный в России, с выдачей компенсационного сертификата, как это уже делалось в ходе программы по утилизации автомобилей.
Механизм нового налога и списания транспорта пока уточняется, но цель очевидна – направить автовладельцев на путь обновления автопарка и тем самым поддержать отечественного производителя. После окончательной доработки и консультаций с экспертным сообществом проекты документов будут поданы на рассмотрение в Государственную думу.
Новый налог ещё не появился, но идею уже начали обсуждать в обществе. Главные опасения у людей вызывают размеры будущих сборов, ведь почти четверть автомобилей в стране старше 20 лет и примерно 60% – старше 15 лет.
Гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что волноваться из-за грядущих налоговых изменений не следует. «Многие уже сравнивают предложения чиновников с зарубежными моделями уплаты транспортных налогов и указывают на различные экономические несоответствия, но зачем? Уровень доходов нашего населения и европейцев разный, если ввести высокие платежи за выхлопные газы, то без руля останется миллионов десять – ведь не обновятся же автомобили у половины страны в один день. Это вызовет недовольство», – считает Сергей Целиков.
По мнению эксперта, меры будут вводиться постепенно, как в Японии полвека назад – сначала был налажен выпуск собственных автомобилей, а потом с помощью налоговых отчислений ситуацию довели до того, что на автомобиле старше пяти лет стало невыгодно ездить.
Как показал опрос на сайте gudok.ru, 10% наших читателей готовы отказаться от автомобиля, если экологический налог на выхлопы составит 5 тыс. и больше руб. в год. Из-за сборов в 10 тыс. руб. в год пешеходами станут 8,5%. Для 5% критична сумма экологического налога в 20 тыс. руб., а ещё 8% готовы платить до 50 тыс. руб. за право загрязнять атмосферу выхлопными газами. При этом 15% за деньгами не постоят и будут ездить на своей машине, несмотря ни на какие налоги.
В то же время 29% читателей сайта не пользуются личным автомобилем, и проблема уплаты экологического налога перед ними не стоит. А ещё 24% участников опроса уверены, что от уплаты любых налогов можно уйти при наличии воображения.
Аналитик компании «Инвесткафе» Кирилл Маркин полагает, что разработки Минпромторга – это стремление государства привести своё «экологическое законодательство» в соответствие с международными нормами. «Этому способствует и близость таких мероприятий, как зимняя Олимпиада в Сочи или чемпионат мира по футболу в 2018 году. Кроме того, ввод такого понятия, как «экологический налог», будет способствовать не только заботе об окружающей среде, но и простимулирует обновление частных и муниципальных парков общественного транспорта. В идеале новый налог должен способствовать ещё и глобальному обновлению грузовой и спецтехники. Такой подход заставит автопроизводителей выпускать более современные и экологичные модели, отчего в конце концов выигрывает потребитель», - предположил эксперт.
По мнению Кирилла Маркина, замена транспортного налога на экологический - это логичный шаг в ряду других, в частности ограждающих отечественного автопроизводителя от конкуренции подержанных иномарок. «После вступления в ВТО Россия будет в несколько этапов снижать ставки импортной пошлины на ввоз автомобилей с пробегом. Сейчас ставка импортной пошлины составляет 20% на новые и 35% – на автомобили с пробегом возрастом от трёх до семи лет, а в целом сумма сборов и пошлин на ввоз импортных автомобилей с пробегом с учётом новых мер составит порядка 25–30%. Но перед введением «экологического налога» нужно просчитать возможные последствия как для потребителей, так и для малого бизнеса», - предупреждает эксперт.
Сопредседатель международной экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк считает, что основная сложность будет добиться, чтобы деньги тратились на те цели, которые провозглашаются, то есть на экологию.
«Как показывает практика, специальные налоги, которые должны не просто пополнять казну, а служить каким-то целям, часто распределяются ненадлежащим образом. Поэтому нужно не только эффективно собрать деньги, но и пустить их на переоборудование автопарка. Задача – заставить владельцев коммерческих, прежде всего грузовых, автомобилей обновить свой парк, иначе они и налог заплатят, и штрафы, а машины останутся прежними. Нужен комплекс мер, включающий не только налоговые сборы, но и льготы, скидки, которые заставили бы водителей переходить на более экологически чистый транспорт. И эффективность системы будет измеряться не ростом собранных с владельцев автотранспорта средств, а числом заменённых автомобилей».
По данным:(~gudok.ru~)