Перевозки грузов контейнерными поездами через Беларусь выросли на 60%
В белорусских Барановичах недавно прошла Международная конференция "Евроазиатский транспортный рынок - сфера взаимодействия и стратегического сотрудничества".
Учитывая важность развития транспортных услуг на рынке Европы и Азии, инициатором проведения Международной конференции выступила Белорусская железная дорога. На форуме рассматривались актуальные вопросы формирования тарифной политики; создания единого транспортного пространства ЕврАзЭС; перспективы развития транспортных коридоров, проходящих через Беларусь; основные тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг и др.
В мероприятии участвовала делегация Белорусской магистрали, во главе с первым заместителем Начальника Белорусской железной дороги Владимиром Лаптинским, представители ряда администраций железных дорог стран СНГ и ЕС, транспортно-экспедиторских организаций, собственники вагонов, грузовладельцы. Всего на форуме были представители 10 стран.
Выступая перед участниками международной конференции Владимир Лаптинский отметил, что сегодня необходима эффективная стратегия по развитию грузовых перевозок, которая включала бы совершенствование нормативно-правовой базы, модернизацию железнодорожной инфраструктуры, проведение гибкой тарифной политики, внедрение современных информационных технологий, оптимизацию транспортно-логистических схем доставки грузов и др.
По всем перечисленным направлениям в Беларуси разработаны соответствующие мероприятия, которые были включены в ряд документов. Это прежде всего "Государственная программа развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы", "Стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы", "Программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы", "Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года".
Учитывая мировую тенденцию, Белорусской железной дорогой проводится работа по организации перевозок грузов в контейнерах, в том числе маршрутными контейнерными поездами. Уже сейчас по Белорусской магистрали регулярно курсируют 8 контейнерных поездов. За 2010 год всеми контейнерными поездами перевезено 202 тысячи контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) или 160% к аналогичному периоду прошлого года. Благодаря совместной работе ОАО "ТрансКонтейнер", железнодорожных администраций России, Германии, Беларуси и Польши в 2010 году стартовали 2 новых проекта: в марте - "Пежо-Ситроен" по маршруту Везуль (Франция) - Брест - Воротынск (Россия), в июне - "Москвич" по маршруту Дуйсбург (Германия) - Малашевиче (Польша) - Брест - Москва (Кунцево-2).
Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, благодаря единым подходам к таможенному оформлению и контролю, позволило значительно усовершенствовать процедуры таможенного оформления и контроля при перевозке транзитных грузов, в том числе железнодорожным транспортом.
При перевозке грузов, следующих транзитом через страны-участницы Таможенного союза, таможенное оформление на белорусско-российской и российско-казахстанской границе в таможенном отношении не оформляются. Благодаря этому ускорилось оформление товаров и транспортных средств, как на станциях отправления при приеме грузов к перевозке, так и при передаче их через межгосударственные пограничные переходы.
В рамках формирования Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана сторонами 9 декабря 2010 г. подписано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
В соответствии с Соглашением с 1 января 2015 года должен быть обеспечен доступ перевозчиков государств ЕЭП к услугам инфраструктуры и до 1 января 2013 года разработаны и приняты документы, определяющие правила доступа к услугам инфраструктуры. Это требования к перевозчику, стандарты оказания услуг, единые принципы диспетчеризации, распределения пропускной способности инфраструктуры, приоритеты предоставления доступа и др.
Также Соглашением предусматривается до 1 января 2013 года унификация тарифов на перевозки грузов по видам сообщений внутри каждого из государств. Планируется разработать и принять единые Правила установления исключительных тарифов.
Кроме того, до настоящего времени с повестки дня не снята проблема наличия двух различных систем транспортного права при осуществлении железнодорожных перевозок в направлении Запад-Восток-Запад. При классической схеме перевозки грузов железнодорожным транспортом через белорусско-польские пограничные переходы осуществляется с переоформлением накладных транспортного права ЦИМ на накладную транспортного права СМГС на пограничных станциях Польских железных дорог.
При активном участии специалистов Белорусской железной дороги была разработана единая унифицированная накладная ЦИМ/СМГС, позволяющая осуществлять перевозки на всем пути следования по одной накладной без переоформления. Применение этой накладной позволяет ускорить сроки доставки грузов, усовершенствовать вопросы организации перевозок грузов и тем самым создать условия для привлечения дополнительных объемов перевозок.
Проект "Накладная ЦИМ/СМГС" не стоит на месте. Сфера действия продолжает расширяться, к проекту присоединяется все большее количество перевозчиков из стран Западной Европы, а также железных дорог Казахстана, Монголии, Китая.
На Международной конференции "Евроазиатский транспортный рынок - сфера взаимодействия и стратегического сотрудничества" была озвучена инициатива Белорусской железной дороги о создании Ассоциации железнодорожных экспедиторов и перевозчиков. Ассоциация должна стать некоммерческой организацией, в которую смогут входить экспедиторские организации, как резиденты Республики Беларусь, так и нерезиденты, имеющие договоры с Белорусской железной дорогой, грузовладельцы и другие заинтересованные юридические лица.
По данным: (~Logistic.ru~)