Исследование РБК.research по рынку транспортно-логистических услуг
Согласно данным отчета РБК.research "Рынок транспортно-логистических услуг в 2010-2011 годах и прогноз до 2014 года" оборот рынка логистического аутсорсинга вырос на 17%.
Маркетинговое агентство РБК.research завершило шестую волну исследования мирового и российского рынка транспортно-логистических услуг. Исследование позволило установить, что мировой рынок логистического аутсорсинга в 2010 г. продемонстрировал прирост на 17%, превысив предкризисный уровень. Наиболее динамично рос сегмент услуг по транспортировке и экспедированию грузов, что определялось восстановлением грузопотоков из Азии в Европу и Северную Америку, наиболее сильно пострадавших от кризиса, наращиванием объемов поставок из азиатских стран в Латинскую Америку и динамичным ростом импорта инвестиционных товаров, а также сырья и полуфабрикатов в азиатско-тихоокеанский регион. В 2011-2012 гг. темпы роста снизятся до 10% вследствие исчерпания эффекта низкой базы и замедления роста мировой экономики и торговли. Сохраняются риски, связанные с пересмотром кредитного рейтинга США, продолжающимся долговым кризисом в Европе и ожидаемым снижением цен на нефть. Депрессивные тенденций, наблюдаемые в экономике США и Евросоюза, постоянно повышающаяся опасность второй волны кризиса будут негативно сказываться на динамике рынка транспортно-логистических услуг.
По расчетам РБК.research, основанным на оценках Armstrong & Associates Inc., на логистический аутсорсинг в США приходится 64,4% совокупного объема транспортно-логистического рынка, в то время как в среднем по Европе – 64,6%, в Китае – 45%. В России основная часть услуг в сфере перевозок и хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными транспортно-логистическими службами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ретейлеров. Ими производится порядка 70% от всего объема логистических операций.
Среднемировой показатель проникновения 3PL услуг составляет 17% рынка логистического аутсорсинга. Наиболее развитым является европейский рынок – 19,4%, для Китая этот показатель составляет 18,0%, для США – 15%. В России преобладают услуги 2PL, валовая выручка 3PL провайдеров составляет чуть более 5% объема рынка (включая услуги по транспортировке нефти и газа по трубопроводам). Несоответствие уровня обслуживания клиентов современным стандартам качества (особенно в российских регионах), а также высокая стоимость услуг продолжают оставаться основными препятствиями для существенного роста спроса на услуги логистических провайдеров.
В отчете РБК.research «Рынок транспортно-логистических услуг в 2010-2011 годах и прогноз до 2014 года» отмечается, что динамика физических показателей и оборота российского рынка транспортно-логистических услуг в 2010 г. в целом соответствовала тенденциям мирового рынка. Стоимостной объем рынка в рублях не только восстановился до предкризисного уровня, но и превысил его. Основным фактором роста стало увеличение объемов грузоперевозок на фоне повышения тарифов. По итогам 2011 г. ожидается снижение темпов роста до 13%, при этом грузооборот транспортных компаний в среднем увеличится на 6%.
Основу российского рынка транспортно-логистических услуг (без трубопроводного транспорта) составляют услуги по транспортировке грузов и экспедированию – более 90% в 2010 г. По сравнению с 2008 г. в структуре рынка произошли изменения, связанные с увеличение доли грузоперевозок и снижением сегментов услуг добавленной стоимости. Наиболее высокие темпы роста относительно 2009 г. демонстрировали железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Доля услуг по хранению и дистрибуции в совокупном объеме рынка транспортно-логистических услуг в 2010 г. снизилась по сравнению с 2008 г. Управленческая логистика, имеющая непосредственное отношение к контрактной логистике и организации цепочек поставок товаров, осталась на уровне 1%.
Объем российского рынка складских услуг в 2010 г. увеличился на 15%. Повышение спроса и объема поглощений складских площадей на фоне сокращения масштабов складского строительства привели к заметному снижению уровня вакантности и росту арендных ставок, которые в некоторых регионах уже приблизились к предкризисным значениям. В ближайшие два года динамика рынка складских услуг будет сдерживаться относительно медленными темпами ввода новых складских мощностей. Ввиду того, что практически во всех регионах, за исключением столичного, новое строительство в 2010-2011 гг. не велось, существенного роста предложения можно ожидать не ранее 4 квартала 2013 года.
По расчетам РБК.research, основанным на прогнозных показателях развития российской экономики МЭР РФ (базовый вариант), грузооборот транспорта общего пользования в 2011-2014 гг. может увеличиться на 12%. Общую динамику отрасли, как и прежде, будет определять железнодорожный транспорт, темпы роста грузооборота которого после некоторого сокращения в 2012 г. выйдут на уровень 4-4,5% в год. С учетом динамики грузооборота и тарифной составляющей грузоперевозок, изменения спроса и арендных ставок в сегменте складских услуг, в 2014 г. совокупный объем рынка транспортно-логистических услуг в рублях превысит уровень 2010 г. в полтора раза. В соответствии с расчетным среднегодовым курсом рубля к доллару на ближайшие 4 года (базовый прогноз МЭР РФ), его объем в долларовом выражении достигнет $82,1 млрд.
По данным: (~marketing.rbc.ru~)