В ОАО «РЖД» состоялось расширенное совещание по вопросам перевозок сельскохозяйственной продукции
Сегодня в Центральном офисе ОАО «РЖД» в Москве под председательством первого вице-президента компании Вадима Морозова состоялось расширенное видеоселекторное совещание, посвященное обеспечению железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции.
В мероприятии приняли участие заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Соловьев, директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Сергей Тугаринов, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков, председатель президиума некоммерческого партнерства «Совет рынка операторов подвижного состава» Сергей Мальцев, руководители ОАО «ПГК», ОАО «ВГК» и ЗАО «Русагротранс», руководители отраслевых союзов.
В студиях железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» присутствовали представители транспортных компаний, региональных министерств сельского хозяйства и грузовладельцы.
Александр Соловьев напомнил, что в текущем году в России валовой сбор зерна составил около 96 млн тонн, сахарной свеклы — порядка 40 млн тонн. Он отметил, что это достаточно высокие показатели, поэтому очень важно, чтобы перевозка данной сельскохозяйственной продукции осуществлялась точно в срок и по доступным ценам.
По словам Вадима Морозова, перевозки сельскохозяйственной продукции на железных дорогах России характеризуются положительной динамикой. За 10 месяцев 2011 года объемы перевозки зерна увеличились на 9,8%, или на 1,1 млн тонн. В октябре рост погрузки сельхозгрузов по сравнению с сентябрем текущего года составил в среднем около 20%, в том числе свеклы – в 5 раз, зерна – на 17%, овощей и картофеля – на 10%. В частности, было перевезено 2 млн тонн зерна, в том числе на экспорт — 1,21 млн тонн. Таким образом, прогнозируемые Минсельхозом объемы перевозок зерна железнодорожным транспортом выполнены на 105%.
Основной поток зерна на экспорт следует через порты Северного Кавказа, где сосредоточены специализированные терминалы по перевалке зерна, в незначительных объемах осуществляются перевозки через порты Калининградской области. Активизировалась погрузка зерновых грузов в адрес порта Владивосток. В 2009 году в этом направлении было перевезено 16 тыс. тонн, в 2010-м – 36 тыс. тонн, а за 9 месяцев текущего года – 44 тыс. тонн.
Однако выгрузка зерна портовыми терминалами осуществляется на уровне ниже перерабатывающей способности и согласованного плана погрузки. Так, в октябре 2011 года Новороссийский зерновой терминал ежесуточно выгружал 170 вагонов с зерном при норме 200 вагонов, Новороссийский комбинат хлебопродуктов недогружал ежесуточно в среднем 14-20 вагонов от нормы.
Как отметил Директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Сергей Тугаринов, учитывая системный рост объемов экспорта зерна, одной из приоритетных задач сегодня является создание современной, высокотехнологичной и эффективной транспортно-логистической инфраструктуры. В советское время сельхозпродукция в основном завозилась в страну, а не экспортировалась, поэтому инфраструктура оказалась не готова для переработки всех предъявляемых объемов.
Вадим Морозов подчеркнул, что в настоящее время практически все перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются в частном подвижном составе, и определяющим фактором для грузовладельца при выборе собственника вагона является цена за вагон.
ОАО «РЖД», осознавая социальную значимость перевозок сельскохозяйственной продукции, предоставляет вагоны своих дочерних компаний по минимальным ценам. С 25 октября текущего года цена на перевозку сахарной свеклы соответствует уровню Прейскуранта №10-01. По этой причине вагоны холдинга РЖД наиболее востребованы на рынке транспортных услуг, — отметил первый вице-президент компании.
По словам Вадима Морозова, специализированный парк вагонов для перевозки зерна в России составляет 27 тыс. вагонов различных собственников, поэтому от их эффективного использования зависит своевременный вывоз предъявляемого к перевозке груза. На заседании было отмечено, что в дальнейшем грузоотправителям необходимо заключать долгосрочные договоры с собственниками вагонов на обеспечение вывоза грузов.
В то же время на сети железных дорог имеют место многочисленные факты длительных простоев вагонов под погрузкой и выгрузкой. Так, на ЗАО «АГ «Лебедянский элеватор» (ст. Лебедянь Юго-Восточной железной дороги) средний простой в октябре составил 145 часов при норме 0,4 часа, ООО «ТД «Зерно Заволжья» (ст. Гмелинская Приволжской железной дороги) — 31 час при норме 1 час, ОАО Называевский элеватор (ст. Называевская Западно-Сибирской железной дороги) — 38 часов при норме 2,9, ООО «Агролэнд» (ст. Светлоград Северо-Кавказская железная дорога) — 75 часов при норме 1,3, ЗАО «Тбилисский сахарный завод» (ст. Гречишкино Северо-Кавказской железной дороги) — 92 часа при норме 8, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (ст. Парнас Октябрьской железной дороги) – 252 часа при норме 10.
По словам Сергея Тугаринова, из-за сверхнормативного простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой за текущий год не вывезено более 500 тыс. тонн зерна.
— Всем грузоотправителям и грузополучателям сельхозпродукции необходимо принять меры по своевременному высвобождению вагонов. Железным дорогам, компаниям-операторам организовать подачу вагонов в соответствии с заявками грузоотправителей, обеспечивая приоритетную погрузку зерна отечественных производителей, — заявил Вадим Морозов.
По данным:(~transport.spb.ru~)