Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Все ли Вам понятно на сайте?
Да, все понятно
Нет, есть что спросить
Нет времени разбираться, ушел
Сложно, но разобрался


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Рывок в транзитном направлении

Груз-инфо, gruz-info, Логистика, грузоперевозки, автопром, порты, контейнеры, доставка, перевозки, экспедирование, страхование грузов, шиномонтаж, складские помещения, склады, бензин, нефть, таможня, таможенный союз,  международные грузоперевозки, поставки, сопровождение грузов, ремонт дорог, дороги

На этой не­деле Го­сударс­твен­ная служ­ба ста­тис­ти­ки об­на­родо­вала ин­форма­цию по гру­зовым пе­ревоз­кам на тер­ри­тории Ук­ра­ины за ян­варь—ок­тябрь это­го го­да, в ко­торой об­на­ружи­лись не­кото­рые лю­бо­пыт­ные де­та­ли.

В це­лом гру­зо­обо­рот вы­рос по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­ри­одом прош­ло­го го­да на 7,9%, и сос­та­вил 666,1 млн. тонн. На­иболь­ший рост за­фик­си­рован в же­лез­но­дорож­ной от­расли — 11,5%. На вто­ром мес­те на­ходит­ся тру­боп­ро­вод­ный транс­порт с 4,4%, на треть­ем — ави­ацион­ный с 1,3%. Не­боль­шое сни­жение объ­емов про­демонс­три­рова­ли морс­кой (0,1%) и ав­то­мобиль­ный (0,3%) транс­порт, зна­читель­но упа­ли по­ка­за­те­ли реч­ных гру­зо­пе­ре­во­зок (40%).


При этом прин­ци­пи­аль­но иная кар­ти­на наб­лю­да­ет­ся в ста­тис­ти­ке тран­зитных пе­рево­зок — речь идет о весь­ма за­мет­ном па­дении их объ­емов. С на­чала го­да объ­ем тран­зи­та сни­зил­ся на 19,9% и сос­тавля­ет 109,28 млн. тонн. При этом ос­новной при­чиной об­ще­го па­дения яв­ля­ет­ся сни­жение транс­пор­ти­ров­ки тру­боп­ро­вод­ной сис­те­мой (по­каза­тель умень­шил­ся на 30,8%), од­на­ко и в же­лез­но­дорож­ном сек­то­ре за­фик­си­рован не­кото­рый спад — на 1,8%, до 32 млн. тонн. Ав­то­мобиль­ный транс­порт уве­личил объ­емы тран­зи­та в 2,3 ра­за, до 5,44 млн. тонн, а морс­кой тран­зит уве­ли­чил­ся в 1,7 ра­за, до 2,55 млн. тонн.


На си­ту­ацию с тру­боп­ро­вод­ным тран­зи­том тра­дици­он­но вли­яет по­лити­чес­кая сос­тавля­ющая транс­пор­ти­ров­ки неф­ти че­рез Ук­ра­ину. Од­на­ко сни­жение тран­зи­та по же­лез­ной до­роге, пусть и не столь зна­читель­ное, так­же обус­ловле­но ря­дом раз­личных фак­то­ров. Од­ним из клю­чевых мо­мен­тов, вли­яющих на не­гатив­ный тренд же­лез­но­дорож­но­го тран­зи­та, яв­ля­ет­ся до сих пор не ре­шен­ный воп­рос о возв­ра­щении «Укр­залізниці» ста­туса та­можен­но­го пе­ревоз­чи­ка, что су­щест­вен­но бы об­легчи­ло про­хож­де­ние гру­зов че­рез Ук­ра­ину. ZN.UA не так дав­но пи­сало о том, что пра­витель­ство расс­мат­ри­вало этот воп­рос (статья «Шлаг­ба­ум на рель­сах» в №34 от 23 сен­тября с.г.). Ви­це-премь­ер — ми­нистр инф­рас­трук­ту­ры Бо­рис Ко­лес­ни­ков го­ворил, что этот ста­тус бу­дет возв­ра­щен в бли­жай­шее вре­мя, в ином слу­чае Гос­та­мож­ня, от ко­торой за­висит ре­ше­ние дан­но­го воп­ро­са, возь­мет на се­бя пе­ре­воз­ку гру­зов в ва­го­нет­ках. Од­на­ко и по сей день си­ту­ация не из­ме­ни­лась.


Хо­тя но­вый Та­можен­ный ко­декс пре­дус­матри­ва­ет ряд де­регу­лятив­ных мо­мен­тов, ста­тус та­можен­но­го пе­ревоз­чи­ка он об­хо­дит сто­роной, а са­ма та­мож­ня пред­по­чита­ет пуб­лично не ком­менти­ровать перс­пек­ти­вы на­хож­де­ния комп­ро­мис­са с «Укр­залізни­цею».


15 но­яб­ря Бо­рис Ко­лес­ни­ков вновь об­ра­тил­ся к этой те­ме и за­явил, что воп­рос с возв­ра­щени­ем ста­туса та­можен­но­го пе­ревоз­чи­ка «Укр­залізниці» бу­дет уре­гули­рован до кон­ца го­да: «В ито­ге мы при­дем к то­му, что во­об­ще не бу­дем дос­матри­вать тран­зит». Од­на­ко са­ми сто­роны этой ис­то­рии — «Укр­залізни­ця» и Гос­та­можс­луж­ба — хра­нят мол­ча­ние по по­воду сво­их вза­имо­­от­но­шений, но же­лез­ная до­рога зак­ла­дыва­ет тех­но­логи­чес­кий фун­да­мент для то­го, что­бы тран­зитный по­тен­ци­ал го­су­дарс­тва все-та­ки не ушел в пе­сок, как по­ти­хонь­ку про­ис­хо­дит сей­час.


Свое за­яв­ле­ние о тран­зи­те Бо­рис Ко­лес­ни­ков сде­лал на отк­ры­тии но­вого элект­ри­фици­рован­но­го участ­ка же­лез­ной до­роги Пол­та­ва—Кре­мен­чуг—Бур­ты, по ко­торо­му бу­дут хо­дить гру­зовые сос­та­вы. Вве­дение его в экс­плу­ата­цию яв­ля­ет­ся важ­ным со­быти­ем как раз для тран­зитных пе­рево­зок — элект­ри­фика­ция это­го участ­ка поз­во­лила пе­ревес­ти на элект­ро­тягу крат­чай­ший тран­зитный ход меж­ду вос­точ­ной гра­ни­цей с Рос­си­ей и чер­но­морс­ки­ми пор­та­ми.


Эко­номист Бо­рис Куш­ни­рук счи­та­ет, что элект­ри­фика­ция круп­ных сег­ментов же­лез­ной до­роги — это перс­пек­тивное нап­равле­ние де­ятель­нос­ти «Укр­залізниці».


«Ук­ра­ина в из­бытке вла­де­ет элект­ро­энер­ги­ей, пос­тавля­ет ее на экс­порт и да­же мо­жет на­рас­тить экс­пор­тные воз­можнос­ти. Атом­ные элект­рос­танции зак­ры­вать ник­то не со­бира­ет­ся. За­купая но­вые элект­ро­возы и пе­рево­дя на элект­ро­тягу боль­шой объ­ем гру­зово­го и пас­са­жирс­ко­го дви­жения, «Укр­залізни­ця» смо­жет до­бить­ся си­нер­гии, по­высить эф­фектив­ность эко­номи­чес­кой де­ятель­нос­ти. Но­вые элект­ро­возы, об­новлен­ные участ­ки же­лез­но­дорож­но­го дви­жения, элект­ри­чес­кая тя­га — это сос­тавля­ющие сов­ре­мен­ной же­лез­но­дорож­ной от­расли. Это ди­кая си­ту­ация, ког­да во вто­ром де­сяти­летии ХХІ ве­ка мы поль­зу­ем­ся под­вижным сос­та­вом, сконс­труи­ро­ван­ным еще в се­реди­не прош­ло­го ве­ка, сжи­га­ем неп­рости­тель­но боль­шое ко­личест­во до­рогос­то­яще­го топ­ли­ва и в то же вре­мя рас­по­ла­га­ем ог­ром­ней­шим по­тен­ци­алом от­но­си­тель­но­го де­ше­во­го ви­да энер­гии — элект­ри­чест­ва», — го­во­рит экс­перт.


Са­ма «Укр­залізни­ця», впро­чем, эти ас­пекты осоз­на­ет. В июне это­го го­да ве­домс­тво ут­верди­ло пя­тилет­нюю прог­рамму элект­ри­фика­ции, пре­дус­мат­ри­ва­ющую пе­ревод на элект­ро­тягу бо­лее 1500 км пу­тей. Прог­рамма не­деше­вая — на ее ре­али­зацию пла­ниру­ют пот­ра­тить око­ло 17 млрд. грн., од­на­ко из-за су­щест­вен­ной фи­нан­со­вой раз­ни­цы меж­ду ис­поль­зо­вани­ем элект­ри­чест­ва и диз­топли­ва же­лез­но­дорож­ни­ки пла­ниру­ют эко­номить до 2 млрд. грн. еже­год­но, тем са­мым оку­пив прог­рам­му в те­че­ние вось­ми лет.


Ви­талий Мак­симчук, на­чаль­ник Глав­но­го уп­равле­ния элект­ри­фи­кации и энер­госнаб­же­ния «Укр­залізниці», уточ­ня­ет, что при элект­ри­фика­ции воз­раста­ют ско­рос­ти дви­жения и вес по­ез­дов, а зна­чит, и про­пуск­ная спо­соб­ность же­лез­ных до­рог. «Зна­читель­но сни­жа­ет­ся пот­реб­ле­ние ди­зель­но­го топ­ли­ва на тя­гу, что сни­жа­ет се­бес­то­имость пе­рево­зок, име­ет энер­госбе­ре­га­ющий эф­фект, а так­же поз­во­ля­ет улуч­шить эко­логи­чес­кую си­ту­ацию пу­тем сни­жения уров­ня вред­ных выб­ро­сов. При элект­ри­фи­кации зна­читель­но улуч­ша­ют­ся ус­ло­вия тру­да же­лез­но­дорож­ни­ков, сни­жа­ют­ся шу­мовые наг­рузки на лю­дей, ко­торые по той или иной при­чине про­жи­ва­ют или на­ходят­ся вбли­зи же­лез­ных до­рог. Ес­ли го­ворить конк­рет­но об этом нап­равле­нии, то элект­ри­фика­ция участ­ка Пол­та­ва—Кре­мен­чуг умень­шит пот­ребле­ние ди­зель­но­го топ­ли­ва на тя­гу на Юж­ной же­лез­ной до­роге бо­лее чем на 20 тыс. тонн в год, при­чем еже­год­но сни­жа­ют­ся выб­ро­сы про­дук­тов его сго­рания в ат­мосфе­ру при­мер­но на 78 тыс. тонн. В це­лом го­довой эко­номи­чес­кий эф­фект при пол­ной заг­рузке дан­но­го нап­равле­ния мо­жет дос­тичь 211 млн. грн. Из них 192,9 млн. — за счет сни­жения экс­плу­ата­ци­он­ных рас­хо­дов, 17,5 млн. — в ре­зуль­та­те уве­ли­че­ния ско­рос­ти дви­же­ния и око­ло 0,81 млн. — за счет эко­ло­ги­чес­ких пла­те­жей», — от­ме­ча­ет чи­нов­ник.


Имен­но за счет низ­кой се­бес­то­имос­ти пе­рево­зок на элект­ро­тя­ге «Укр­залізни­ця» и пла­ниру­ет прив­лечь на элект­ри­фици­рован­ный те­перь учас­ток до­роги тран­зитные гру­зы из Рос­сии, Ка­захс­та­на и Азии, ко­торые пос­ле транс­пор­ти­ров­ки по же­лез­ной до­роге мож­но бу­дет даль­ше отп­рав­лять по мо­рю.


Вви­ду сроч­ности, с ко­торой не­об­хо­димо ре­шать воп­ро­сы гру­зопе­рево­зок, тран­зи­та и ско­рост­но­го пас­са­жирс­ко­го дви­жения (о чем ни­же), ра­бота над участ­ком ве­лась в сжа­тые сро­ки, и при­нима­ли в ней учас­тие все же­лез­ные до­ро­ги, а не толь­ко Юж­ная.


«Ре­шение по элект­ри­фика­ции дан­но­го участ­ка бы­ло при­нято еще в 2007 го­ду. Ес­ли бы все шло по пла­ну, то отк­ры­ли бы учас­ток в 2008-м. Од­на­ко по­меша­ли раз­но­го ро­да обс­то­ятель­ства. Ра­боты на дан­ном участ­ке бы­ли на­чаты в 2009 го­ду, но из-за фи­нан­со­вого кри­зиса бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны. Учи­тывая эко­номи­чес­кую и стра­теги­чес­кую це­лесо­об­разность элект­ри­фика­ции дан­но­го нап­равле­ния, фи­нан­си­рова­ние стро­итель­ства ука­зан­но­го участ­ка бы­ло во­зоб­новле­но в 2011-м. Ра­боты в этом го­ду про­води­лись очень ин­тенсив­но, и нам уда­лось к на­чалу но­яб­ря их прак­ти­чес­ки за­вер­шить. 28 ок­тября мы осу­щест­ви­ли проб­ную по­езд­ку по участ­ку на элект­ро­тя­ге. На про­ект уш­ло 330 млн. грн. Хо­тя ра­боты бу­дут про­дол­же­ны и в сле­ду­ющем го­ду, так как пуск осу­щест­влен с пи­тани­ем от пе­ред­вижной подс­тан­ции, а предс­то­ит еще пост­ро­ить две ста­ци­онар­ные тя­говые подс­тан­ции, но это стро­итель­ство уже бу­дет осу­щест­вле­но без прек­ра­ще­ния дви­же­ния под элект­ро­тя­гой, то есть вло­жен­ные день­ги уже нач­нут оку­пать­ся.


С уче­том ка­питаль­ных ин­вести­ций, не­об­хо­димых для пол­но­го за­вер­ше­ния элект­ри­фи­ка­ции по пос­то­ян­ной схе­ме внеш­не­го элект­рос­набже­ния и перс­пек­тивно­го рос­та объ­ема пе­рево­зок, оку­па­емость дан­но­го про­ек­та сос­тавля­ет пять-семь лет», — расс­ка­зы­ва­ет В.Мак­сим­чук.


Сей­час в Ук­ра­ине элект­ри­фици­рова­но 45,5% эксп­лу­ата­ци­он­ной дли­ны пу­тей же­лез­ных до­рог, при этом до­ля элект­ро­тяги в экс­плу­ата­ци­он­ной ра­боте сос­тавля­ет око­ло 89%. Счи­та­ет­ся, что в стра­нах с раз­ви­той же­лез­но­дорож­ной инф­рас­трук­ту­рой долж­но быть элект­ри­фици­рова­но 55–60% ли­ний. В ре­зуль­та­те ре­али­зации пя­тилет­ней прог­раммы «Укр­заліз­ни­ця» пла­ниру­ет вый­ти на по­каза­тели элект­ри­фика­ции 52% от об­щей экс­плу­ата­ци­он­ной дли­ны и на до­лю объ­емов пе­ре­во­зок элект­ро­тя­гой око­ло 93—95%.


Элект­ри­фика­ция так­же яв­ля­ет­ся важ­ной частью пла­на по внед­ре­нию ско­рост­но­го пас­са­жирс­ко­го дви­жения в сле­ду­ющем го­ду. Ге­нераль­ный ди­рек­тор «Укр­залізниці» Вла­димир Ко­зак на бри­фин­ге, пос­вя­щен­ном отк­ры­тию участ­ка Пол­та­ва—Кре­мен­чуг—Бур­ты, со­об­щил, что к 1 мар­та 2012 го­да долж­на быть за­кон­че­на элект­ри­фика­ция же­лез­ной до­роги на участ­ке от Пол­та­вы до Ло­зовой. Пос­ле за­вер­ше­ния этих ра­бот бу­дет со­еди­нен учас­ток Ль­вов—Ки­ев—Пол­та­ва—До­нецк дли­ной в пол­то­ры ты­ся­чи ки­ло­мет­ров, и уже в мае там бу­дет отк­ры­то ско­рост­ное дви­же­ние.


У тран­зитных гру­зовых пе­рево­зок есть и дру­гие проб­ле­мы, кро­ме от­сутс­твия у «Укр­за­лізниці» та­можен­но­го ста­туса. Так, из-за не­эко­ном­ной схе­мы уп­равле­ния ук­ра­инс­ки­ми гру­зо­выми по­лува­гона­ми и их фак­ти­чес­кой экс­плу­ата­ции же­лез­но­дорож­ны­ми ад­ми­нист­ра­ци­ями стран СНГ воз­ни­ка­ют пред­по­сыл­ки для де­фици­та по­лува­гонов в Ук­ра­ине. «Укр­залізни­ця» уже за­нима­ет­ся этим и не­кото­рыми дру­гими воп­ро­сами, свя­зан­ны­ми с раз­ра­бот­кой тран­зит­но­го по­тен­ци­ала. Учи­ты­вая, что нем­но­гие стра­ны мо­гут пох­вастать­ся ге­ог­ра­фичес­ким по­ложе­ни­ем, по­доб­ным на­шему (а ко­эф­фи­ци­ент тран­зитнос­ти Ук­ра­ины яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых вы­соких в Ев­ро­пе), не ис­поль­зо­вать эту воз­можность бы­ло бы, по мень­шей ме­ре, рас­то­читель­но. Осо­бен­но сей­час, ког­да пред­ре­ка­емый спад де­ло­вой ак­тив­нос­ти мо­жет обер­нуть­ся та­ким же па­де­ни­ем пе­ре­во­зок гру­зов, как три го­да на­зад.



По данным:(~logistic.ru~)

Все новости >>