Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Ваш бизнес связан с грузоперевозками?
Да, конечно
Косвенно
Нет


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Рывок в транзитном направлении

Груз-инфо, gruz-info, Логистика, грузоперевозки, автопром, порты, контейнеры, доставка, перевозки, экспедирование, страхование грузов, шиномонтаж, складские помещения, склады, бензин, нефть, таможня, таможенный союз,  международные грузоперевозки, поставки, сопровождение грузов, ремонт дорог, дороги

На этой не­деле Го­сударс­твен­ная служ­ба ста­тис­ти­ки об­на­родо­вала ин­форма­цию по гру­зовым пе­ревоз­кам на тер­ри­тории Ук­ра­ины за ян­варь—ок­тябрь это­го го­да, в ко­торой об­на­ружи­лись не­кото­рые лю­бо­пыт­ные де­та­ли.

В це­лом гру­зо­обо­рот вы­рос по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­ри­одом прош­ло­го го­да на 7,9%, и сос­та­вил 666,1 млн. тонн. На­иболь­ший рост за­фик­си­рован в же­лез­но­дорож­ной от­расли — 11,5%. На вто­ром мес­те на­ходит­ся тру­боп­ро­вод­ный транс­порт с 4,4%, на треть­ем — ави­ацион­ный с 1,3%. Не­боль­шое сни­жение объ­емов про­демонс­три­рова­ли морс­кой (0,1%) и ав­то­мобиль­ный (0,3%) транс­порт, зна­читель­но упа­ли по­ка­за­те­ли реч­ных гру­зо­пе­ре­во­зок (40%).


При этом прин­ци­пи­аль­но иная кар­ти­на наб­лю­да­ет­ся в ста­тис­ти­ке тран­зитных пе­рево­зок — речь идет о весь­ма за­мет­ном па­дении их объ­емов. С на­чала го­да объ­ем тран­зи­та сни­зил­ся на 19,9% и сос­тавля­ет 109,28 млн. тонн. При этом ос­новной при­чиной об­ще­го па­дения яв­ля­ет­ся сни­жение транс­пор­ти­ров­ки тру­боп­ро­вод­ной сис­те­мой (по­каза­тель умень­шил­ся на 30,8%), од­на­ко и в же­лез­но­дорож­ном сек­то­ре за­фик­си­рован не­кото­рый спад — на 1,8%, до 32 млн. тонн. Ав­то­мобиль­ный транс­порт уве­личил объ­емы тран­зи­та в 2,3 ра­за, до 5,44 млн. тонн, а морс­кой тран­зит уве­ли­чил­ся в 1,7 ра­за, до 2,55 млн. тонн.


На си­ту­ацию с тру­боп­ро­вод­ным тран­зи­том тра­дици­он­но вли­яет по­лити­чес­кая сос­тавля­ющая транс­пор­ти­ров­ки неф­ти че­рез Ук­ра­ину. Од­на­ко сни­жение тран­зи­та по же­лез­ной до­роге, пусть и не столь зна­читель­ное, так­же обус­ловле­но ря­дом раз­личных фак­то­ров. Од­ним из клю­чевых мо­мен­тов, вли­яющих на не­гатив­ный тренд же­лез­но­дорож­но­го тран­зи­та, яв­ля­ет­ся до сих пор не ре­шен­ный воп­рос о возв­ра­щении «Укр­залізниці» ста­туса та­можен­но­го пе­ревоз­чи­ка, что су­щест­вен­но бы об­легчи­ло про­хож­де­ние гру­зов че­рез Ук­ра­ину. ZN.UA не так дав­но пи­сало о том, что пра­витель­ство расс­мат­ри­вало этот воп­рос (статья «Шлаг­ба­ум на рель­сах» в №34 от 23 сен­тября с.г.). Ви­це-премь­ер — ми­нистр инф­рас­трук­ту­ры Бо­рис Ко­лес­ни­ков го­ворил, что этот ста­тус бу­дет возв­ра­щен в бли­жай­шее вре­мя, в ином слу­чае Гос­та­мож­ня, от ко­торой за­висит ре­ше­ние дан­но­го воп­ро­са, возь­мет на се­бя пе­ре­воз­ку гру­зов в ва­го­нет­ках. Од­на­ко и по сей день си­ту­ация не из­ме­ни­лась.


Хо­тя но­вый Та­можен­ный ко­декс пре­дус­матри­ва­ет ряд де­регу­лятив­ных мо­мен­тов, ста­тус та­можен­но­го пе­ревоз­чи­ка он об­хо­дит сто­роной, а са­ма та­мож­ня пред­по­чита­ет пуб­лично не ком­менти­ровать перс­пек­ти­вы на­хож­де­ния комп­ро­мис­са с «Укр­залізни­цею».


15 но­яб­ря Бо­рис Ко­лес­ни­ков вновь об­ра­тил­ся к этой те­ме и за­явил, что воп­рос с возв­ра­щени­ем ста­туса та­можен­но­го пе­ревоз­чи­ка «Укр­залізниці» бу­дет уре­гули­рован до кон­ца го­да: «В ито­ге мы при­дем к то­му, что во­об­ще не бу­дем дос­матри­вать тран­зит». Од­на­ко са­ми сто­роны этой ис­то­рии — «Укр­залізни­ця» и Гос­та­можс­луж­ба — хра­нят мол­ча­ние по по­воду сво­их вза­имо­­от­но­шений, но же­лез­ная до­рога зак­ла­дыва­ет тех­но­логи­чес­кий фун­да­мент для то­го, что­бы тран­зитный по­тен­ци­ал го­су­дарс­тва все-та­ки не ушел в пе­сок, как по­ти­хонь­ку про­ис­хо­дит сей­час.


Свое за­яв­ле­ние о тран­зи­те Бо­рис Ко­лес­ни­ков сде­лал на отк­ры­тии но­вого элект­ри­фици­рован­но­го участ­ка же­лез­ной до­роги Пол­та­ва—Кре­мен­чуг—Бур­ты, по ко­торо­му бу­дут хо­дить гру­зовые сос­та­вы. Вве­дение его в экс­плу­ата­цию яв­ля­ет­ся важ­ным со­быти­ем как раз для тран­зитных пе­рево­зок — элект­ри­фика­ция это­го участ­ка поз­во­лила пе­ревес­ти на элект­ро­тягу крат­чай­ший тран­зитный ход меж­ду вос­точ­ной гра­ни­цей с Рос­си­ей и чер­но­морс­ки­ми пор­та­ми.


Эко­номист Бо­рис Куш­ни­рук счи­та­ет, что элект­ри­фика­ция круп­ных сег­ментов же­лез­ной до­роги — это перс­пек­тивное нап­равле­ние де­ятель­нос­ти «Укр­залізниці».


«Ук­ра­ина в из­бытке вла­де­ет элект­ро­энер­ги­ей, пос­тавля­ет ее на экс­порт и да­же мо­жет на­рас­тить экс­пор­тные воз­можнос­ти. Атом­ные элект­рос­танции зак­ры­вать ник­то не со­бира­ет­ся. За­купая но­вые элект­ро­возы и пе­рево­дя на элект­ро­тягу боль­шой объ­ем гру­зово­го и пас­са­жирс­ко­го дви­жения, «Укр­залізни­ця» смо­жет до­бить­ся си­нер­гии, по­высить эф­фектив­ность эко­номи­чес­кой де­ятель­нос­ти. Но­вые элект­ро­возы, об­новлен­ные участ­ки же­лез­но­дорож­но­го дви­жения, элект­ри­чес­кая тя­га — это сос­тавля­ющие сов­ре­мен­ной же­лез­но­дорож­ной от­расли. Это ди­кая си­ту­ация, ког­да во вто­ром де­сяти­летии ХХІ ве­ка мы поль­зу­ем­ся под­вижным сос­та­вом, сконс­труи­ро­ван­ным еще в се­реди­не прош­ло­го ве­ка, сжи­га­ем неп­рости­тель­но боль­шое ко­личест­во до­рогос­то­яще­го топ­ли­ва и в то же вре­мя рас­по­ла­га­ем ог­ром­ней­шим по­тен­ци­алом от­но­си­тель­но­го де­ше­во­го ви­да энер­гии — элект­ри­чест­ва», — го­во­рит экс­перт.


Са­ма «Укр­залізни­ця», впро­чем, эти ас­пекты осоз­на­ет. В июне это­го го­да ве­домс­тво ут­верди­ло пя­тилет­нюю прог­рамму элект­ри­фика­ции, пре­дус­мат­ри­ва­ющую пе­ревод на элект­ро­тягу бо­лее 1500 км пу­тей. Прог­рамма не­деше­вая — на ее ре­али­зацию пла­ниру­ют пот­ра­тить око­ло 17 млрд. грн., од­на­ко из-за су­щест­вен­ной фи­нан­со­вой раз­ни­цы меж­ду ис­поль­зо­вани­ем элект­ри­чест­ва и диз­топли­ва же­лез­но­дорож­ни­ки пла­ниру­ют эко­номить до 2 млрд. грн. еже­год­но, тем са­мым оку­пив прог­рам­му в те­че­ние вось­ми лет.


Ви­талий Мак­симчук, на­чаль­ник Глав­но­го уп­равле­ния элект­ри­фи­кации и энер­госнаб­же­ния «Укр­залізниці», уточ­ня­ет, что при элект­ри­фика­ции воз­раста­ют ско­рос­ти дви­жения и вес по­ез­дов, а зна­чит, и про­пуск­ная спо­соб­ность же­лез­ных до­рог. «Зна­читель­но сни­жа­ет­ся пот­реб­ле­ние ди­зель­но­го топ­ли­ва на тя­гу, что сни­жа­ет се­бес­то­имость пе­рево­зок, име­ет энер­госбе­ре­га­ющий эф­фект, а так­же поз­во­ля­ет улуч­шить эко­логи­чес­кую си­ту­ацию пу­тем сни­жения уров­ня вред­ных выб­ро­сов. При элект­ри­фи­кации зна­читель­но улуч­ша­ют­ся ус­ло­вия тру­да же­лез­но­дорож­ни­ков, сни­жа­ют­ся шу­мовые наг­рузки на лю­дей, ко­торые по той или иной при­чине про­жи­ва­ют или на­ходят­ся вбли­зи же­лез­ных до­рог. Ес­ли го­ворить конк­рет­но об этом нап­равле­нии, то элект­ри­фика­ция участ­ка Пол­та­ва—Кре­мен­чуг умень­шит пот­ребле­ние ди­зель­но­го топ­ли­ва на тя­гу на Юж­ной же­лез­ной до­роге бо­лее чем на 20 тыс. тонн в год, при­чем еже­год­но сни­жа­ют­ся выб­ро­сы про­дук­тов его сго­рания в ат­мосфе­ру при­мер­но на 78 тыс. тонн. В це­лом го­довой эко­номи­чес­кий эф­фект при пол­ной заг­рузке дан­но­го нап­равле­ния мо­жет дос­тичь 211 млн. грн. Из них 192,9 млн. — за счет сни­жения экс­плу­ата­ци­он­ных рас­хо­дов, 17,5 млн. — в ре­зуль­та­те уве­ли­че­ния ско­рос­ти дви­же­ния и око­ло 0,81 млн. — за счет эко­ло­ги­чес­ких пла­те­жей», — от­ме­ча­ет чи­нов­ник.


Имен­но за счет низ­кой се­бес­то­имос­ти пе­рево­зок на элект­ро­тя­ге «Укр­залізни­ця» и пла­ниру­ет прив­лечь на элект­ри­фици­рован­ный те­перь учас­ток до­роги тран­зитные гру­зы из Рос­сии, Ка­захс­та­на и Азии, ко­торые пос­ле транс­пор­ти­ров­ки по же­лез­ной до­роге мож­но бу­дет даль­ше отп­рав­лять по мо­рю.


Вви­ду сроч­ности, с ко­торой не­об­хо­димо ре­шать воп­ро­сы гру­зопе­рево­зок, тран­зи­та и ско­рост­но­го пас­са­жирс­ко­го дви­жения (о чем ни­же), ра­бота над участ­ком ве­лась в сжа­тые сро­ки, и при­нима­ли в ней учас­тие все же­лез­ные до­ро­ги, а не толь­ко Юж­ная.


«Ре­шение по элект­ри­фика­ции дан­но­го участ­ка бы­ло при­нято еще в 2007 го­ду. Ес­ли бы все шло по пла­ну, то отк­ры­ли бы учас­ток в 2008-м. Од­на­ко по­меша­ли раз­но­го ро­да обс­то­ятель­ства. Ра­боты на дан­ном участ­ке бы­ли на­чаты в 2009 го­ду, но из-за фи­нан­со­вого кри­зиса бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны. Учи­тывая эко­номи­чес­кую и стра­теги­чес­кую це­лесо­об­разность элект­ри­фика­ции дан­но­го нап­равле­ния, фи­нан­си­рова­ние стро­итель­ства ука­зан­но­го участ­ка бы­ло во­зоб­новле­но в 2011-м. Ра­боты в этом го­ду про­води­лись очень ин­тенсив­но, и нам уда­лось к на­чалу но­яб­ря их прак­ти­чес­ки за­вер­шить. 28 ок­тября мы осу­щест­ви­ли проб­ную по­езд­ку по участ­ку на элект­ро­тя­ге. На про­ект уш­ло 330 млн. грн. Хо­тя ра­боты бу­дут про­дол­же­ны и в сле­ду­ющем го­ду, так как пуск осу­щест­влен с пи­тани­ем от пе­ред­вижной подс­тан­ции, а предс­то­ит еще пост­ро­ить две ста­ци­онар­ные тя­говые подс­тан­ции, но это стро­итель­ство уже бу­дет осу­щест­вле­но без прек­ра­ще­ния дви­же­ния под элект­ро­тя­гой, то есть вло­жен­ные день­ги уже нач­нут оку­пать­ся.


С уче­том ка­питаль­ных ин­вести­ций, не­об­хо­димых для пол­но­го за­вер­ше­ния элект­ри­фи­ка­ции по пос­то­ян­ной схе­ме внеш­не­го элект­рос­набже­ния и перс­пек­тивно­го рос­та объ­ема пе­рево­зок, оку­па­емость дан­но­го про­ек­та сос­тавля­ет пять-семь лет», — расс­ка­зы­ва­ет В.Мак­сим­чук.


Сей­час в Ук­ра­ине элект­ри­фици­рова­но 45,5% эксп­лу­ата­ци­он­ной дли­ны пу­тей же­лез­ных до­рог, при этом до­ля элект­ро­тяги в экс­плу­ата­ци­он­ной ра­боте сос­тавля­ет око­ло 89%. Счи­та­ет­ся, что в стра­нах с раз­ви­той же­лез­но­дорож­ной инф­рас­трук­ту­рой долж­но быть элект­ри­фици­рова­но 55–60% ли­ний. В ре­зуль­та­те ре­али­зации пя­тилет­ней прог­раммы «Укр­заліз­ни­ця» пла­ниру­ет вый­ти на по­каза­тели элект­ри­фика­ции 52% от об­щей экс­плу­ата­ци­он­ной дли­ны и на до­лю объ­емов пе­ре­во­зок элект­ро­тя­гой око­ло 93—95%.


Элект­ри­фика­ция так­же яв­ля­ет­ся важ­ной частью пла­на по внед­ре­нию ско­рост­но­го пас­са­жирс­ко­го дви­жения в сле­ду­ющем го­ду. Ге­нераль­ный ди­рек­тор «Укр­залізниці» Вла­димир Ко­зак на бри­фин­ге, пос­вя­щен­ном отк­ры­тию участ­ка Пол­та­ва—Кре­мен­чуг—Бур­ты, со­об­щил, что к 1 мар­та 2012 го­да долж­на быть за­кон­че­на элект­ри­фика­ция же­лез­ной до­роги на участ­ке от Пол­та­вы до Ло­зовой. Пос­ле за­вер­ше­ния этих ра­бот бу­дет со­еди­нен учас­ток Ль­вов—Ки­ев—Пол­та­ва—До­нецк дли­ной в пол­то­ры ты­ся­чи ки­ло­мет­ров, и уже в мае там бу­дет отк­ры­то ско­рост­ное дви­же­ние.


У тран­зитных гру­зовых пе­рево­зок есть и дру­гие проб­ле­мы, кро­ме от­сутс­твия у «Укр­за­лізниці» та­можен­но­го ста­туса. Так, из-за не­эко­ном­ной схе­мы уп­равле­ния ук­ра­инс­ки­ми гру­зо­выми по­лува­гона­ми и их фак­ти­чес­кой экс­плу­ата­ции же­лез­но­дорож­ны­ми ад­ми­нист­ра­ци­ями стран СНГ воз­ни­ка­ют пред­по­сыл­ки для де­фици­та по­лува­гонов в Ук­ра­ине. «Укр­залізни­ця» уже за­нима­ет­ся этим и не­кото­рыми дру­гими воп­ро­сами, свя­зан­ны­ми с раз­ра­бот­кой тран­зит­но­го по­тен­ци­ала. Учи­ты­вая, что нем­но­гие стра­ны мо­гут пох­вастать­ся ге­ог­ра­фичес­ким по­ложе­ни­ем, по­доб­ным на­шему (а ко­эф­фи­ци­ент тран­зитнос­ти Ук­ра­ины яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых вы­соких в Ев­ро­пе), не ис­поль­зо­вать эту воз­можность бы­ло бы, по мень­шей ме­ре, рас­то­читель­но. Осо­бен­но сей­час, ког­да пред­ре­ка­емый спад де­ло­вой ак­тив­нос­ти мо­жет обер­нуть­ся та­ким же па­де­ни­ем пе­ре­во­зок гру­зов, как три го­да на­зад.



По данным:(~logistic.ru~)

Все новости >>