Персональное меню


РегистрацияЗабыли пароль?

Расчет расстояний

ОткудаКуда

Голосование

Как часто Вы ищите транспорт или грузы через поисковые системы?
Ежедневно
Несколько раз в месяц
Несколько раз в неделю
Никогда или очень редко


Курсы ЦБ РФ на сегодня

Казахстан. Таможня “рубит капусту”

груз-инфо, gruz-info, грузоперевозки, логистика, контейнеры, порты, дороги, бензин, шиномонтаж, автопром,

    Пла­ны чи­нов­ни­ков жест­кой ру­кой на­вес­ти по­рядок на та­можен­ном пос­ту “Кор­дай” вы­лива­ют­ся в про­тивос­то­яние меж­ду сот­рудни­ками та­мож­ни и людь­ми, пе­ресе­ка­ющи­ми гра­ницу. Все это мы уви­дели собс­твен­ны­ми гла­за­ми. 

    Но­вое ру­ководс­тво та­можен­но­го пос­та ре­шитель­но взя­лось за на­веде­ние по­ряд­ка. С вы­соких три­бун чи­нов­ни­ки ра­пор­ту­ют о борь­бе с конт­ра­бан­дой на та­мож­не и вы­рос­ших пос­тупле­ни­ях в бюд­жет за счет та­можен­ных сбо­ров. Но что сто­ит за эти­ми сло­вами? На­до ска­зать, мно­гие на­ши чи­тате­ли – обыч­ные граж­да­не и предп­ри­нима­тели, со­об­ща­ли о том, что на гра­нице тво­рит­ся су­щий кош­мар. И мы ре­шили про­верить эти со­об­ще­ния, пос­мотреть на си­ту­ацию сво­ими гла­зами. Вмес­те с на­ми на та­можен­ный пост “Кор­дай” по­еха­ли Жи­бек АЖИ­БА­ЕВА и Нур­са­дык АБИ­ШЕВ, возг­лав­ля­ющие Ас­со­ци­ацию тор­го­вых предп­ри­ятий Ка­захс­та­на. 

   То, что мы уви­дели, по­верг­ло нас в шок! 

   Та­мож­ня – как ве­шал­ка! 

    Ког­да мы подъ­ез­жа­ли к та­мож­не, не­воль­но вспом­ни­лись сло­ва на­шего но­вого глав­но­го та­можен­ни­ка Ма­жита ЕСЕН­БА­ЕВА, ко­торый, блес­нув зна­ни­ем клас­си­ки, ска­зал, что как те­атр на­чина­ет­ся с ве­шал­ки, так и на­ша стра­на на­чина­ет­ся с та­мож­ни. Что же, при про­хож­де­нии на­шей та­мож­ни дей­стви­тель­но хо­чет­ся по­ве­сить­ся… 

    И ес­ли на вы­ходе с род­ной зем­ли вас прос­то утом­ля­ет сто­яние в оче­редях, убо­гий вид зда­ний, грязь, от­сутс­твие эле­мен­тарных удобств, то это лишь за­кал­ка для бу­дущих “сра­жений и ли­шений”, ко­торые ожи­да­ют на об­рат­ном пу­ти. 

    При ви­де на­шей та­мож­ни соз­да­ет­ся впе­чат­ле­ние, что здесь еле сво­дят кон­цы с кон­ца­ми – та­кая ни­щета вок­руг. Нес­коль­ко мет­ров до­роги – и те за­тер­ты до дыр, та­ких кол­до­бин в са­мом за­худа­лом се­ле, с бюд­же­том в од­ну ко­рову, и то не най­дешь! Не­уже­ли та­мо­жен­ни­ки та­кие бед­ные? 

    Пост выг­ля­дит как пос­ле бом­бежки, и дей­стви­тель­но, бои тут идут не­шуточ­ные. На­ша ре­дак­ци­он­ная ма­шина, пе­ресе­кая гра­ницу, прос­то­яла в оче­реди нес­коль­ко ча­сов, у во­дите­лей нер­вы на пре­де­ле… 

    Од­на­ко да­же на этом раз­вернул­ся не­хит­рый биз­нес: мес­то на за­битой до от­ка­за сто­ян­ке сто­ит 100 тен­ге – офи­ци­аль­но, свер­ху сто­ян­щик бе­рет еще 400 – в кар­ман. 

    Здесь на каж­дом ша­гу ру­бят “ка­пус­ту”. И все по­нима­ют, что за эти­ми ус­лу­гами сто­ят не прос­тые жи­тели близ­ле­жа­щих сел… 

   Дор­дой в упад­ке 

   Ну вот мы и в Кир­ги­зии. На­ша ко­ман­да отп­рав­ля­ет­ся на глав­ный ры­нок, где за­тари­ва­ют­ся шоп­ни­ки, – Дор­дой. На ба­заре – ти­шина. Про­дав­цы си­дят с тоск­ли­выми ли­цами в ожи­да­нии оп­то­ви­ков. 

– Ка­захс­тан­цев нет уже нес­коль­ко дней. Го­ворят, та­мож­ня то­вары не пус­ка­ет, ужа­сы расс­ка­зыва­ют, – объ­яс­ня­ет нам си­ту­ацию про­дав­щи­ца За­мира. – Оп­том ник­то не бе­рет, ва­ши зем­ля­ки нын­че не те уже. Рань­ше це­лыми тю­ками за­купа­ли у ме­ня, а те­перь все пош­туч­но бе­рут... 

   По сло­вам экс­пер­тов по тор­го­вым предп­ри­ятиям Кир­ги­зии, с ко­торы­ми мы встре­тились на рын­ке, про­дажи за пос­леднюю не­делю упа­ли на 70 про­цен­тов! При этом швей­ная про­мыш­ленность Кир­ги­зии на­ращи­ва­ет свои мощ­ности, но вы­вез­ти то­вары на рын­ки Ка­захс­та­на чел­но­ки не мо­гут. 

    В ре­зуль­та­те от­сутс­твия оп­то­вых про­даж це­ны на роз­ни­цу зна­читель­но вы­рос­ли. Не­кото­рые про­дав­цы уве­ря­ют, что ес­ли возь­мешь “круп­ный опт”, то те­бе да­дут кон­такты лю­дей, ко­торые по­могут про­тащить это че­рез та­мож­ню. Яко­бы ночью тюк мож­но “пе­ре­ки­нуть” за 30 ты­сяч тен­ге… 

   Мы доз­во­нились этим “по­мощ­ни­кам”, но они ска­зали, что сей­час ока­зать ус­лу­ги не мо­гут. Единс­твен­ное, что мож­но ор­га­низо­вать, – это про­нес­ти то­вар с по­мощью ко­ман­ды лю­дей-“ка­пуст”. 

   Муж­чи­ны в стрин­гах и лиф­чи­ках 

   Жест­кие ме­ры та­можен­ни­ков, ко­торые ре­шили очис­тить “Кор­дай” от “груз­чи­ков”, ко­торые про­носи­ли за оп­ре­делен­ную пла­ту 50 ки­ло то­вара – яко­бы для лич­но­го поль­зо­вания, при­вели к еще бо­лее изощ­ренным схе­мам про­хож­де­ния то­ва­ра че­рез гра­ни­цу. 

   Пря­мо пе­ред та­мож­ней по­яви­лись сти­хий­ные пя­тач­ки, где ра­бота­ют лю­ди-“ка­пус­ты”, как их наз­ва­ли са­ми та­можен­ни­ки. Пом­ни­те детс­кую за­гад­ку про сто оде­жек и все без зас­те­жек? Впо­ру бы улыб­нуть­ся, вот на­род сме­калис­тый! Но от уви­ден­но­го хо­чет­ся ры­дать. 

    В пы­ли, на ог­ромных тю­ках, ря­дом со смер­дя­щей по­мой­кой, идет рас­фа­сов­ка то­вара. Уви­дев чу­жаков, да еще и с фо­то­ап­па­ратом, лю­ди на­чина­ют вес­ти се­бя аг­рессив­но. Лишь обе­щание, что я по­могу про­нес­ти 50 ки­ло то­вара, поз­во­ля­ет мне приб­ли­зить­ся к лю­дям-“ка­пус­там” и уз­нать обо всех их сек­ре­тах. Ме­ня про­водят к ре­ке, где идет са­мая бой­кая фа­сов­ка. 

   Муж­чи­ны пот­ро­шат ог­ромные тю­ки. Жен­щи­ны, пар­ни, де­ти и да­же ста­руш­ки ждут, по­ка “хо­зя­ин” нач­нет их упа­ковы­вать. Здесь нет ни сты­да, ни при­выч­но­го нам в обыч­ной жиз­ни ува­жения к стар­шим. Лю­ди вы­жива­ют как мо­гут, и им не до это­го. Вот сте­пен­ная апаш­ка в бе­лом плат­ке за­дира­ет юб­ку, нес­коль­ко муж­чин на­чина­ют ее “на­ряжать”. Это тре­бу­ет осо­бого мас­терс­тва и сно­ров­ки, каж­дый сан­ти­метр те­ла на сче­ту! На ик­ры, бед­ра на­маты­ва­ют кол­готки, шта­ны, все это зак­репля­ет­ся скот­чем. На жи­вот идут круп­ные ве­щи, про­фес­си­она­лы упа­ков­ки мо­гут на­мотать, как кор­сет, пять джин­сов. В лиф­чи­ки жен­щи­ны на­бива­ют мел­кий то­вар: тру­сы, нос­ки. Чуть в сто­роне мы ви­дим, как муж­чи­на на­тяги­ва­ет на се­бя с де­ся­ток женс­ких тру­си­ков. Ник­то не сме­ет­ся, не по­ка­зы­ва­ет паль­цем – все за­ня­ты ра­бо­той. 

   Та­можен­ни­ки бь­ют по зад­ни­це и щип­лют за грудь… 

   Мы нас­чи­тали толь­ко на этом пя­тач­ке нес­коль­ко де­сят­ков лю­дей-“ка­пуст”. 

– За каж­дую вещь мне зап­ла­тят 60 тен­ге, за один про­нос че­рез гра­ницу за­рабо­таю око­ло ты­сячи тен­ге, ес­ли по­везет. Но та­можен­ни­ки нас хва­та­ют, стя­гива­ют юб­ки, вот так вот хло­па­ют, – мест­ная тру­жени­ца Ай­жан бь­ет се­бя по­ниже спи­ны. – За грудь хва­та­ют то­же, стыд и срам, я ведь не де­воч­ка им, мне 60 лет… 

   Поз­же на са­мом пос­ту та­можен­ни­ки расс­ка­жут, что дей­стви­тель­но бо­рют­ся с людь­ми-“ка­пус­та­ми”. По их дан­ным, на гра­нице ра­бота­ют сей­час око­ло 5 ты­сяч та­ких “ка­пуст”, по­лови­на из них – граж­да­не Кир­ги­зии, по­лови­на – на­ши. Ко­личест­во их рас­тет с каж­дым днем, на за­работ­ки, по сло­вам та­можен­ни­ков, при­ез­жа­ют из Жам­былс­кой, Ал­ма­тинс­кой и да­же Ка­раган­динс­кой об­ластей. При удач­ном сте­чении обс­то­ятель­ств “ка­пус­та” мо­жет нес­коль­ко раз в день пе­ресечь гра­ницу, за­рабо­тав нес­коль­ко ты­сяч тен­ге. И эти день­ги дос­та­ют­ся им неп­росто. Та­можен­ни­ки уже зна­ют их в ли­цо, но лю­ди мас­ки­ру­ют­ся, бе­рут с со­бой груд­ных де­тей. 

   Как же так по­лучи­лось, что апаш­ки, де­ти, обыч­ные на­ши лю­ди вдруг ста­ли на­руши­теля­ми? 

– Су­щест­ву­ющая сис­те­ма на та­мож­не раз­ла­га­ет об­щест­во. Вы пос­мотри­те, что тво­рит­ся, – лю­ди вы­нуж­де­ны об­ма­нывать, что­бы про­нес­ти свои пять джин­сов, а их ло­вят, как ма­терых конт­ра­бан­дистов! – се­ту­ет Нур­са­дык Аби­шев. 

   Чел­но­кам объ­яви­ли вой­ну? 

   Пе­ред тем как прой­ти та­мож­ню и вер­нуть­ся на ро­дину, мы пе­рего­вори­ли со мно­гими людь­ми. Чел­но­ки го­ворят, что та­можен­ни­ки объ­яви­ли им вой­ну. Мы бы­ли уве­рены, что лю­ди пе­реги­ба­ют пал­ку. По­нят­но, что ра­ботать по за­кону, рас­та­можи­вать то­вар они не хо­тят – это неп­росто: нуж­но соб­рать до­кумен­ты, сер­ти­фика­ты. И та­можен­ни­ки, нев­зи­рая на ли­ца и обс­то­ятель­ства, долж­ны обес­пе­чи­вать соб­лю­де­ние за­кон­нос­ти. 

    Но, уви­дев, как все это ре­али­зу­ет­ся на прак­ти­ке, по­няли, что на­род так зол несп­рос­та. Си­ту­ация на­кале­на до пре­дела, и глав­ным ар­гу­мен­том здесь ста­новит­ся не сло­во, а си­ла. 

    Мы заш­ли в зал пас­порт­но­го конт­ро­ля и уви­дели, что идет нас­то­ящий бой – лю­ди про­рыва­ют­ся че­рез две­ри, нес­коль­ко та­можен­ни­ков пы­та­ют­ся их удер­жать. Ка­кой-то де­воч­ке уда­лось прос­ко­чить, ее до­гоня­ют, хва­та­ют, вы­дира­ют из рук па­кет и без вся­ких там дос­мотров за­киды­ва­ют его в сто­ящую ря­дом “Га­зель”. Жен­щи­ны де­рут­ся с та­можен­ни­ками, воп­ли, кри­ки... На­род бе­рет ко­личест­вом и вы­дав­ли­ва­ет та­можен­ни­ков из зда­ния, на под­мо­гу при­хо­дят пар­ни в чер­ной уни­фор­ме и на­чи­на­ют ма­та­ми раз­го­нять лю­дей! 

    Как поз­же со­об­щил за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка та­можен­но­го пос­та экс­пер­там из Ас­со­ци­ации тор­го­вых предп­ри­ятий, на та­мож­не на­ходит­ся спец­наз. А на воп­рос, по­чему так гру­бо с людь­ми об­ра­ща­ют­ся, от­ве­тил, что они не под­чи­ня­ют­ся ему, по­сему он мо­жет толь­ко поп­ро­сить их чис­то по-че­лове­чес­ки быть лю­без­нее. Но че­лове­чес­ко­го здесь уже поч­ти ни­че­го не ос­та­лось. Спец­наз прис­ла­ли, даль­ше что? 

   Конт­ра­бан­да – две па­ры та­почек 

   По сло­вам на­ших экс­пер­тов, за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка та­можен­но­го пос­та “Кор­дай” в раз­го­воре с ни­ми объ­яс­нил, что си­ту­ация дей­стви­тель­но очень нап­ря­жен­ная. Со сто­роны Кир­ги­зии идет ежед­невно око­ло 30 тонн гру­за, в шта­те все­го 12 инс­пек­то­ров, и на каж­до­го в день при­ходит­ся око­ло 1000 че­ловек, пе­ресе­ка­ющих гра­ницу. Се­год­ня по за­кону мож­но вы­возить 50 ки­ло для лич­но­го поль­зо­вания на сум­му, не пре­выша­ющую 1500 ев­ро. Но, по сло­вам лю­дей, да­же в этих пре­де­лах они не мо­гут вы­вез­ти груз. 

    Они ут­верж­да­ют, что та­можен­ни­ки по собс­твен­но­му ус­мотре­нию ре­ша­ют, ка­кой то­вар для лич­но­го поль­зо­вания, а ка­кой – для предп­ри­нима­тель­ских це­лей. Ком­мерчес­ким гру­зом мо­гут пос­чи­тать лю­бую сум­ку, ес­ли в ней нос­ков боль­ше по­ло­жен­но­го. 

    Во вре­мя бе­седы с ру­ководс­твом за дверь­ми раз­да­вались ис­тошные кри­ки жен­щин. На ули­це сто­яла це­лая оче­редь, каж­дый хо­тел прор­вать­ся к на­чаль­ни­ку. Од­на жен­щи­на по­каза­ла нам про­токол на за­дер­жа­ние то­вара. Та­можен­ни­ки отоб­ра­ли у нее… две па­ры та­почек и че­тыре фут­болки! Вот так конт­ра­бан­да, вот так улов! 

   Ког­да мы по­каза­ли этот до­кумент ру­ководс­тву та­мож­ни, там скон­фу­зились, выз­ва­ли та­можен­ни­ка, ко­торый сос­та­вил этот про­токол, и да­ли рас­по­ряже­ние вер­нуть то­вар не­мед­ленно. Оши­боч­ка, дес­кать, выш­ла… 

   Но та­ких оши­бочек, как вы­яс­ни­лось, не­мало. За та­мож­ней сто­ят ры­да­ющие лю­ди – кто-то вез по­дар­ки ку­далар, мно­годет­ные ма­тери ку­пили фут­болки сы­новь­ям – вот та­кие конт­ра­бан­дис­ты. 

   Вско­ре вы­яс­ни­лось, что изъ­ятый то­вар уже увез­ли на склад, и мы всей ком­па­ни­ей по­еха­ли выз­во­лять тап­ки и фут­болки. Но нас да­же на по­рог не пус­ти­ли. На скла­дах ох­ра­на стро­же, чем в Крем­ле, – лю­дям ни­чего не объ­яс­ня­ют, толь­ко го­ня­ют от во­рот, ког­да подъ­ез­жа­ют кру­тые джи­пы. Мы прос­то­яли под во­рота­ми боль­ше ча­са! Зво­нили в Ас­та­ну, со­об­ща­ли о том, что тво­рит­ся. Ког­да на­род был го­тов уже брать склад штур­мом, во­рота отк­ры­лись и вы­ехал вне­дорож­ник, за ру­лем ко­торо­го си­дел чи­нов­ник. Лю­ди прег­ра­дили ему до­рогу и чуть не вы­тащи­ли его че­рез фор­точку. “Где на­ши ве­щи?” – спра­шива­ли. Те­перь им со­об­щи­ли, что их то­вар на та­мож­не, и все отп­ра­ви­лись в об­рат­ный путь. Лю­дям вер­ну­ли ве­щи спус­тя поч­ти пять ча­сов борь­бы! 

– То­вар трем жен­щи­нам вер­ну­ли так же, как и изъ­яли, без ре­гист­ра­ции, ник­то уче­та не ве­дет. Его та­можен­ни­ки прос­то вы­кину­ли на ней­траль­ную по­лосу. Мы с тру­дом от­во­ева­ли эти две па­ры та­почек, и это нес­мотря на то, что мы яв­ля­ем­ся предс­та­вите­лями ас­со­ци­ации. А на что тог­да на­де­ять­ся обыч­ным лю­дям? – сок­ру­ша­ет­ся Жи­бек Ажи­ба­ева. 

   “Зе­леный ко­ридор”под зам­ком 

   Ха­ос и бес­по­рядок по­рож­да­ют не­закон­ные дей­ствия – это по­нят­но лю­бому. А ведь гра­ницу про­ходит не­мало и обыч­ных граж­дан. Глав­ный та­можен­ник Ма­жит Есен­ба­ев за­верял, что для обыч­ных граж­дан, как на лю­бой ци­вили­зован­ной та­мож­не, ра­бота­ет “зе­леный ко­ридор”. Дей­стви­тель­но, есть та­кое – прав­да, путь че­рез этот “зе­леный ко­ридор” прег­ражда­ет стол, а для на­деж­нос­ти его ох­ра­ня­ет пог­ра­нич­ник! 

   Мы ре­шили вос­поль­зо­вать­ся сво­им пра­вом и прой­ти имен­но по “зе­лено­му ко­ридо­ру”, на что нам от­ве­тили – вход зап­ре­щен. А ког­да мы ста­ли нас­та­ивать, у нас отоб­ра­ли до­кумен­ты и под “кон­во­ем” от­ве­ли к на­чаль­ству пог­ра­нич­ной служ­бы, уг­ро­жая ог­ром­ны­ми штра­фа­ми за не­по­ви­но­ве­ние. 

   В ка­бине­те ру­ководс­тва по­няли, ко­го за­дер­жа­ли, при­нес­ли из­ви­нения, дес­кать, дей­стви­тель­но, пра­во име­ете, но стол, заг­ражда­ющий ко­ридор, так и не уб­ра­ли! 

   Ра­бочие мо­мен­ты 

   В об­щем, да­леко та­можен­но­му пос­ту “Кор­дай” до обе­щан­но­го по­ряд­ка. Лов­ля мел­ких со­шек с та­поч­ка­ми и тру­сами сов­сем из­мо­тала та­можен­ни­ков. Ос­та­лись ли у них си­лы на нас­то­ящую конт­ра­бан­ду? 

   Один из та­можен­ни­ков ска­зал, что, по его мне­нию, сей­час не­легаль­ный то­вар пой­дет че­рез реч­ку. А это уже боль­шая проб­ле­ма. Гра­ница с Кир­ги­зи­ей рас­тя­нулась на 255 ки­ломет­ров по ре­ке Шу, и выс­тавлять лю­дей по все­му пе­ри­мет­ру не­ре­аль­но… 

   Пос­ле то­го как мы сво­ими гла­зами уви­дели си­ту­ацию на “Кор­дае”, вспом­ни­лось ин­тервью с на­шим но­вым глав­ным та­можен­ни­ком. На воп­рос, по­чему у нас на та­мож­не тво­рит­ся бесп­ре­дел, Ма­жит Есен­ба­ев от­ве­тил: “Ка­кой бесп­ре­дел? Мы уст­ра­ня­ем ра­бо­чие мо­мен­ты…”. 

   По­нят­но, что по­рядок на­водить на гра­нице на­до. По­нят­но, что по­ток конт­ра­бан­ды на­носит на­шей стра­не эко­номи­чес­кий вред. 

   Но не мень­ший вред мо­гут на­нес­ти и неп­ро­думан­ные спо­собы на­веде­ния по­ряд­ка, да­лекие от ци­вили­зован­ных. В ре­зуль­та­те ко­торых лю­ди по обе сто­роны гра­ницы до­ве­де­ны до пре­де­ла. 

   За­чем же нуж­но на­калять обс­та­нов­ку? 


По данным:(~logistic.ru~)

Все новости >>